ru
ru
Главная | Арт блог | Рафаэль Санти со своими знаменитыми современниками - от работы и дружбы, до лютого соперничества.
Назад
Рафаэль Санти со своими знаменитыми современниками - от работы и дружбы, до лютого соперничества.

Рафаэль Санти со своими знаменитыми современниками - от работы и дружбы, до лютого соперничества.

Поделиться в соц сетях:

Рафаэль Санти — один из величайших художников Возрождения, автор множества отличных картин, которого ещё при жизни боготворили современники. Он, в отличие от неистового смутьяна Караваджо, был человеком мягким и приветливым, всегда был готов прийти на помощь, потому и друзей, и покровителей заводил легко и непринуждённо. Впрочем, быть знаменитым художником и не нажить соперников и недоброжелателей невозможно, и Рафаэль, при всех своих человеческих качествах был не исключением. В этой статье мы поговорим о знаменитых современниках Рафаэля, всех с кем дружил, соперничал, на кого работал, и кого учил. Есть известное выражение: «скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты» — в этом контексте узнать лучше о личности Рафаэля можно и исходя из его знакомых.

Кстати, Рафаэль написал не так много автопортретов, а на единственном, созданным в зрелом возрасте Рафаэль написан на заднем плане, а спереди изображён совсем другой человек, личность которого остаётся загадкой.

Рафаэль Санти. Автопортрет с другом

Можно лишь строить предположения. Некоторые из них: друг Рафаэля и по совместительству поэт, писавший непристойные сонеты Пьетро Аретино, коллекционер картин Бранконио дель Аквила, или способный, но очень самолюбивый ученик Рафаэля Джулио Романо. И тут ещё удивительно, что Рафаэль, который тогда уже добился всеобщего признания, вдруг стал самоуничижаться до такой степени, что на автопортрете, где по идее должен быть лишь он сам, написал другого человека, пусть даже очень достойного. Воистину, Рафаэль был очень скромным человеком и этот автопортрет лишнее тому свидетельство. Это ли не показатель, что друзья, покровители и ученики были для художника на первом месте. О некоторых из них мы и поговорим в этой статье.

Портрет Папы Юлия II

Папа Римский Юлий II прославился как человек, восстановивший авторитет католической церкви, сильно пошатнувшийся после руководства своего предшественника Александра VI. Тот был человеком очень распущенным, не чурался коррупции, потому и оставил о себе столь недобрую память. Впрочем, назвать Юлия II мирным понтификом сложно — под его началом шли постоянные войны с Францией и Венецией, что позволило расширить границы Рима. И он не был трусом — на сражения вдохновлял солдат и рыцарей самолично, пронося перед строем Святые дары и говоря речи. Нужно ли говорить, что после такой накачки воины сражались куда отчаяннее, поскольку были искренне уверены, что после смерти их ждёт пребывание в Царстве небесном.

Благодаря вовремя замолвленного слову архитектора и своего друга Донато Браманте, молодой Рафаэль стал работать в Ватикане, выполняя заказы Юлий II. А их было множество. Понтифик захотел стереть любые упоминания о своём предшественнике, потому и велел сбить все фрески, написанные при нём, и написать новые.

Для выполнения этой работы были приглашены лучшие художники, но далеко не все они устраивали требовательного понтифика. Говорили, что однажды Юлий II проснулся в особенно дурном расположении духа и пошёл проверять работы художников. Не одна из них его не устроила, кроме фрески Рафаэля «Афинская школа».

Афинская школа.

Юлий II долго её рассматривал, умилился и сказал: «Работай мой мальчик, только ты один понимаешь, как нужно делать». Остальных художников велел выгнать, а их фрески сбить, так-то Рафаэль сам того не желая лишил работы многих своих коллег.

Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси

Когда в 1513 году престарелый Юлий II умер, его сменил Лев Х.

Славу о себе тот оставил противоречивую — он слишком увлёкся всевозможными увеселениями, несколько забросив свои прямые обязанности, в итоге в Европе получил широкое распространение протестантизм. Впоследствии это привело к многочисленным религиозным войнам.

Новая метла метёт по-новому и это в очередной раз доказал Лев Х. Где только можно, он поставил своих людей, но вот Рафаэля не тронул, поскольку прекрасно понимал, что никого лучше его найти не удастся.

Потому и поручил Рафаэлю выполнять новые заказы, но на сей раз совсем иного свойства. Рафаэль расписывал охотничий домик, грандиозные Ватиканские ложи, златотканые шпалеры и даже написал изображение слона, которому подарили Папе Римскому. Слон, несмотря на все условия, прожил недолго, хотя и был любимцем понтифика.

Слон Анноне

Возможно, просто не выдержал столь нервную обстановку и постоянные празднования. А их было много — веселились и кардиналы, и понтифик. Вскоре все богатства, заботливо собранные прежним Папой Римским Оказались растрачены. Впрочем, торговлю индульгенциями ещё никто не отменял и она давала стабильный доход.

Рафаэль при Льве Х очень много зарабатывал и даже сумел построить себе дворец, который сам и спроектировал. Так-то хорошо жили в Ватикане все приближённые и любимчики Льва Х, а вот о простых людях это сказать было сложно. Впрочем, вряд ли и сейчас что-то принципиально изменилось и не только в Ватикане.

Экстаз святой Цецилии

Впрочем, далеко не со всеми Рафаэль дружил, были у него и соперники, и один из них — выдающийся художник и скульптор Микеланджело Буонаротти.


Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело Буонарроти

О нём и Леонардо да Винчи Рафаэль узнал, будучи ещё очень молодым — ему не исполнилось и 20 лет, и сразу собрался во Флоренцию, где жили эти художники. Рафаэлю хотелось научиться писать картины и фрески в их новой, непревзойдённой манере и он надеялся, что те поделятся секретами мастерства.

Однако Микеланджело не очень то тепло принял молодого и талантливого Рафаэля. Между ними было слишком много различий — Микеланджело по складу характера был бунтарь и одиночка, а Рафаэль всегда легко находил друзей, да и мог ужиться практически со всеми, не случайно столько лет работал на понтификов, отличавшихся достаточно резким нравом и готовых с лёгкостью расстаться с неугодным придворным художником, благо желающих занять его место предостаточно.

Они иногда пересекались в Ватикане — Микеланджело всегда ходил один, а Рафаэля окружала толпа поклонников. Однажды Микеланджело съязвил: «Вас всегда окружает свита, как генерала», но и Рафаэль, как говорят, в долгу не остался: «А вы всегда ходите один, как палач». Впрочем, может быть Рафаэль так ничего и не ответил — человек он был мягкий, приветливый и незлобивый.

Мадонна Бриджуотера

Микеланджело в очередной раз напрочь рассорился с Юлием II, поскольку тот перестал выделять деньги на строительство, уже почти готовой Сикстинской капеллы, уехал из Рима и велел запереть капеллу, чтобы его фрески не подглядел Рафаэль и не использовал в своих работах.

Но Рафаэля в Капеллу всё же допускали — ну как можно отказать столь славному молодому человеку, а когда Микеланджело вновь приехал в Рим, то увидел на фреске Рафаэля «Афинская школа» себя в образе Гераклита Эфесского.

Станца делла Сеньятура. Фреска "Афинская школа". Фрагмент: Микеланджело в образе Гераклита Эфесского

Тот единственный, из всех многочисленных персонажей фрески, кто одинок, и совсем не хочет общаться с кем-либо. А Микеланджело сразу понял, что его запрет всё же нарушали и Рафаэль в Капелле бывал не раз, постигая его мастерство написания фресок.


Живопись и графику современных художников выбирайте на сайте галереи artalebrio.com .

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!