Одна из самых известных картин знакового художника-передвижника Ильи Репина — «Не ждали». Сюжет достаточно нетривиальный и провокационный для того времени — ссыльный революционер совершенно неожиданно для всех домочадцев возвращается домой. И тут выясняется, что его никто особенно и не ждал, а его появление вначале скорее удивляет и несколько обескураживает, примерно как приезд гостей, которые не удосужились предупредить о своём визите. Но почему же этого революционера не ждали — постараемся разобраться в этой статье, а заодно расскажем о непростой истории создания этой картины.
Не ждали
Герой той картины явно народоволец, на это указывают портреты Некрасова, Шевченко и Александра II, убитого народовольцами, за авторством Константина Маковского на стене, а также картина Штейбена, отображающая мучения Христа перед мучительной казнью на кресте. Потому можно предположить, что Репин относится к народовольцу с сочувствием, он, конечно, не поддерживает некоторые излишне радикальные меры и способы борьбы, которые ближе к обычному террору, но мотивы народовольцев ему близки и понятны. И этого же мнения придерживались многие либералы из творческой интеллигенции, тем более что многие революционеры-народовольцы действительно искренне желали блага простому народу и прекрасно понимали, что нужно что-то менять, поскольку так продолжаться не может.
Крестный ход в Курской губернии
Репин работал над персонажами этой картины долго и мучительно, создавая множество эскизов. Например, один из них изображал на месте вернувшегося революционера девушку, наверняка курсистку, которая на свою деятельность угодила в ссылку. И отношение домочадцев к её внезапному приходу радостно-неожиданное, словно бы к подарку судьбы. Потому и настроение на том этюде совсем иное, он скорее про внезапно свалившееся счастье, когда вдруг благополучно разрешилась серьёзная проблема, случившиеся с близким и горячо любимым человеком.
Арест пропагандиста
Но вот окончательный вариант совсем другой. На месте девушки — мужчина, и это явно не герой-победитель, которой с честью выдержал все испытания. Мужчина заходит робко и настороженно, на его лице особенно выделяются большие, пристально смотрящие на домочадцев глаза. Слишком много накопилось вопросов и сомнений. Как родные относятся к его возвращению — ждут ли они его, готовы ли принять после ссылки и относиться к нему по-прежнему, не будет ли среди них тлеть искра недоверия и отчуждённости, постепенно разгораясь всё сильнее? Сложно забыть, что он оставил их практически без средств к существованию — на это указывает крайне бедная обстановка комнаты, заставил претерпеть немало треволнений за свою судьбу — не случайно пожилая мама и жена революционера одеты в траур, наверняка пережить им пришлось немало и сложно всё это понять и простить исходя из неких абстрактных идей о благе народа. Они уже смирились, что их сын и муж находится в ссылке, стараются жить как-нибудь без него, хотя это и очень трудно.
По грязной дороге
Репин был настоящим мастером отображения казалось бы простых бытовых сцен, но за которыми угадывается настоящие и многогранные эмоции — вера, любовь, совесть, надежда и даже страх. Жена революционера увидела своего вошедшего мужа и сквозь первоначальное удивление пробивается неподдельная радость — наверняка она сейчас бросится к нему на шею и будет обнимать сквозь слёзы радости. Девочка не узнаёт вошедшего, возможно, он слишком долго был в ссылке, потому её удивляет возникший переполох. А вот мальчик отца помнит, потому готов радостно закричать. Но всё это будет потом — объятия, слёзы и крики, а пока вот он — кульминационный момент и поистине нужно обладать незаурядным мастерством художника, чтобы так достоверно показать его.
Отказ от исповеди
Но почему же тогда приход ссыльного был такой неожиданный? Ведь заключённый должен знать срок своего освобождения, и в письме своим родным наверняка должен был указать его. Возможно, что письмо он всё же написал, но оно потерялось в дороге и не дошло до адресата, обычное дело, если ссыльного отправили в Сибирь.
А может быть, и он находился неподалёку в следственной тюрьме, в том же городе, где жили родные. Там его держали как неблагонадёжного и очень долго, в течение нескольких лет, разбирали все обстоятельства дела.
Есть предположение, что ему, как политическому ссыльному, было запрещено переписываться с родными, потому и он, и они даже не могли узнать, как у них обстоят дела и вообще, живы и здоровы ли все. В этом контексте появление ссыльного ещё более радостное и запоминающееся.
Большой выбор картин талантливых современных художников на сайте онлайн маркетплейса artalebrio.com.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи