ru
ru
Главная | Арт блог | ​Почему способный художник и самый талантливый литовский музыкант Микалоюс Чюрлёнис оказался в сумасшедшем доме?
Назад
​Почему способный художник и самый талантливый литовский музыкант Микалоюс Чюрлёнис оказался в сумасшедшем доме?

​Почему способный художник и самый талантливый литовский музыкант Микалоюс Чюрлёнис оказался в сумасшедшем доме?

Поделиться в соц сетях:

Микалоюс Чюрлёнис (1875–1911) — художник во многом уникальный, ему удалось добиться успеха в двух практически разных областях. Он был основоположником симфонической музыки в Литве, а заодно одним из самых самобытных художников в мире. Живое воплощение идеалов Серебряного века о соединении искусств и воспитание гениев, на манер Леонардо да Винчи, способных заниматься всем и сразу. Однако высокие цели он перед собой не ставил — был человеком скромным, просто делал свою работу и старался делать её хорошо, а имеющего таланта хватило, чтобы добиться немалого успеха и оставить след в искусстве.

Сказка королей

Музыкальные способности Чюрлёнис наверняка получил от отца Константинаса Чюрлёниса. Тот был простым крестьянином, однако пахать землю, выращивать пшеницу и рожь ему надоело, потому и решил в поисках лучшей доли устроиться в костёле и научиться играть на органе. Дарование к музыке у него явно имелось, потому вскоре сумел этим зарабатывать на жизнь. А потом женился на немецкой девушке Адель — её родители переехали в Литву от преследований на религиозной почве.

У них было девять детей — обычное дело в то время, когда из-за большой детской смертности семьи были большими, а количество наследников повышало шансы на продолжение рода. Однако первенец Микалоюс прославился больше всех, хотя поначалу ничего не выдавало в нём художника. Все думали, что он будет музыкантом — с детства показывал в этой области необычайные успехи, его вполне можно назвать вундеркиндом от музыки. Микалоюс поступил в оркестровую школу в Плунге, а потом окончил музыкальное училище в Варшаве. Писал кантаты и коротенькие пьесы для рояля, ставшие очень успешными, а уже в 25 лет создаёт симфоническую поэму «В лесу» и по сей день являющейся одним из самых знаковых произведений литовской музыки. Возможно, родись он в России, так рано и просто стать самым даровитым в стране музыкантом у него бы не получилось — слишком велика конкуренция, да и сложно соперничать с Чайковским и Рахманиновым. Зато в Литве можно было и преуспеть.

Весть

Однако Чюрлёнис поступает вопреки развитию своей музыкальной карьеры — отказавшись от тепленького местечка ректора консерватории в Люблине, он переезжает в Лейпциг, формально для совершенствования в музыке, а на деле, чтобы быть ближе к новейшим художественным течениям.

Чюрлёнису уже было 27 лет, он состоялся как знаменитый музыкант и вдруг начинает учиться живописи — немыслимо, неужели ему хочется тратить время и силы на учёбу вместе с юнцами, у которых ещё всё спереди. Знакомые Чюрлёниса наверняка не раз задавали себе подобный вопрос, но внятного ответа на него не получили. А сам Чюрлёнис всерьёз заинтересовался творчеством немецких символистов, он хотел запечатлеть на холсте фантазии и грёзы, примерно как Уильям Блейк, только в своём стиле. Его картины часто имели музыкальные названия, как у Джеймса Уистлера, и создавались по законам музыкальной гармонии, в которой он был истинным мастером.

Соната солнца. Аллегро

Возможно, живопись была нужна Чюрленису, чтобы суметь выразить свои мысли и чувства, а простой музыки для этого не хватало. Он, как и Исаак Левитан, был человеком достаточно мрачным, склонным к меланхолии, но при этом исключительно порядочным и просветлённым. Не от мира сего — это выражение вполне применимо к Чюрлёнису. Говорят, его знакомые, когда музыкант-художник подходил к ним, старались не вести пошлые разговоры и вообще, как будто проникались рядом с ним высокими чувствами, о которых сами и не догадывались. Чюрлёнис умел вдохновлять и вызывать у людей желание быть лучше — редкое качество, которое присущие лишь святым старцам и истинным проповедникам.

Дружба

Выставки и продажи картин Чюрлёнис начал проводить с 1900 года, но делал это очень своеобразно — он назначал за них непомерную цену. В итоге никто эти картины не покупал, что Чюрлёнису было только в радость — их можно было оставить себе или подарить своим приятелям.

Деньги Чюрлёнис откровенно презирал, однако такой подход привёл к крайней нужде, которая была у художника почти всегда. В чём-то такое неумение распоряжаться финансами схоже с непрактичной расточительностью Михаила Врубеля — тот мог приобрести лайковые перчатки, поносить их один вечер, а потом выкинуть и несколько месяцев голодать, из-за невозможности вдоволь купить нормальной еды. Голодал и Чюрлёнис — из-за этого у него начались проблемы с кишечником и желудком, а однажды отморозил пальцы, потому что не хватило денег на перчатки.

Жертвоприношение

Да и в отношениях с девушками Чюрлёнис был очень нерешительным. Он боялся создавать семью, поскольку мелочный быт способен разрушить любую романтику, да и сложно заниматься возвышенным творчеством, когда твой ребёнок голодает и болеет, а тебе нужно срочно добыть деньги на его лечение и питание.

События революции 1905 года заставили Чюрлёниса вновь вернуться в Литву. У него вдруг проснулось национальное самосознание, и потому художник решает впредь делать всё для обогащения культуры своей небольшой республики. Однако на литовском он почти не говорил — знал русский, польский и немецкий, потому пришлось попрактиковаться в изучении своего родного языка. Тут ему очень помогла студентка-филолог Софья Кимантайте. Уроки зашли так далеко, что Чюрлёнис женился на ней как честный человек, впрочем, жили они душа в душу, полностью разделяли идеи национального самосознания и были настоящими литовскими патриотами. Они искренне желали отделения Литвы от Российской империи, но что значит их желание по сравнению с историческими процессами?

Сказка о замке

Вот только картины Чюрлёниса на его родине оказались никому не нужны и вызывают лишь насмешки. Заказов не было, и все знакомые искренне недоумевали — пиши музыку и зарабатывай деньги, зачем тратить так много времени на ненужные картинки. Всё это никак не укладывалось в их голове.

В 1908 году Чюрлёнис приезжает в Москву, присоединяется к художественному объединению «Мир искусства» и участвует в его выставках. Работа на износ и бедность в итоге привели к болезни, ему становиться всё хуже, жена Софья Кимантайте приезжает и забирает своего мужа обратно в Литву. Но и дома ничего не изменилось, душевная болезнь только прогрессировала, в итоге пришлось поместить его в клинику для душебольных в Варшаве. Не первый случай для художников — в подобных клиниках находились в конце своей жизни Михаил Врубель, Павел Федотов и Луис Уэйн. Возможно, гений и здоровье для некоторых творцов действительно вещи несовместные, а может дело в их известности.

Истина

Чюрлёнису было категорически запрещено сочинять музыку и творить картины — доктора посчитали, что это провоцирует болезнь. Однажды ранней весной он пошёл в лес на прогулку, заблудился и долго блуждал, в результате, серьёзно простудился и умер от сильнейшей пневмонии. Сложно быть непрактичным творцом в нашем мире.


Уникальные произведения современных художников и товары мастеров рукоделия - на сайте нашем сайте artAlebrio.com

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!