Павел Федотов (1815–1852) — русский художник, которого многие критики считают родоначальником критического реализма. Именно в этом жанре писали замечательные русские живописцы Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской, Николай Ярошенко и другие. По большому счёту почти все передвижники были критическими реалистами, но вот одним из первых стал писать подобные картины именно Павел Федотов.
Павел Федотов. автопортрет.
Вообще, его творчество в чём-то можно сравнить с ранними рассказами Антона Чехова, хоть они и работали в разных сферах. У Федотова героями его картин были чиновники, дворяне, купцы, компании офицеров-холостяков, эмансипированные дамы. И относился он к ним с лёгкой иронией, через которую порой просачивалась и достаточно жёсткая сатира. В наблюдательности Федотову не откажешь — он досконально знал все нравы и особенности жизни изображаемых персонажей, чётко умел выписывать характер, отлично выстраивал композицию.
Сватовство майора
Вот только Чехов пошёл дальше — написал замечательные драматические повести: «Мужики», «Палата No6» и другие, то есть расширил границы критического реализма, перешёл от сатиры к серьёзной и глубокой драме. У Федотова всё несколько иначе — жизнь его сложилась не очень счастливо и умер он очень рано — в 37 лет, возможно, потому свои лучшие произведения он так и не написал. Почему так получилось, и в чём главные особенности его знаменитой картины «Свежий кавалер» мы и расскажем в этой статье.
По своей основной профессии Фёдоров был капитаном гвардии, а рисовал по велению души и так хорошо, что даже сам император Николай I, соизволил выдать высочайшую резолюцию: «рисующему офицеру Павлу Фёдорову оставить военную службу и заняться художествами, дабы он к сему занятию большие способности имеет и может благу Отечества послужить». Так «рисующий офицер» официально стал художником, но знал бы он, какую дурную службу сослужит ему смена основной деятельности.
Родился Павел Федотов в семье военного и в отличие от других художников, в частности, Василия Тропинина никаких способностей к рисованию в детстве не проявлял. Обычное детство московского мальчишки из небогатой семьи — игры с приятелями, лазание по чердакам и подвалам. Но вот именно такое детство, по мнению некоторых искусствоведов, и способствовало становлению Федотова как критического реалиста, он видел реальную жизнь и когда вырос, хотел показать её такой, какая она есть на самом деле, без прикрас, но с одной лишь беспощадной правдой-маткой. Он насмотрелся на купцов и торговок на ярмарках, попов и дьячков, свах, кухарок, домашнюю прислугу, дворников и мастеровых всех родов занятий, какие только возможны в Москве.
Разборчивая невеста
А когда Павлику исполнилось 11 лет, он стал учиться в Кадетском корпусе. Желания, хотел ли он для себя судьбы военного, никто не спрашивал — родителям виднее. Павлик хорошо успевал по географии и истории и выделялся отличным воображением. Ему достаточно было прочитать страницу учебника и все события, изложенные в нём, вставали перед глазами. А вот в художественном классе был среди отстающих.
И это тоже стало одной из основ его развития как художника. Рисуй он с охотой и хорошо, наверняка его «посадили за гипсы», стали вдалбливать все закостенелые основы классицизма и вышел бы обычный художник-трудяга, без собственного художественного стиля и видения. Федотов все книжки и тетрадки изрисовал собственными карикатурами, его и пороли за это, но тягу к подобным рисункам не истребили.
Шло время, карикатуры Павла становились всё более зрелыми, юмор в них становился тонким и остроумным, вполне достойным и взрослого карикатуриста. Правда, рисовал он акварели и карандашные рисунки, на масляные краски не замахивался. Темой его карикатур становились учителя, а иногда и товарищи, но те не обижались — уж очень тонко и незлобиво Федотов изображал их. Они считали его своим в доску малым, уважали его за юмор, рисунки, умение петь и бренчать на гитаре.
А Федотов продолжал рисовать и когда вырос, но сменил тему — теперь это были батальные сцены и портреты военачальников, в том числе и великого князя Михаила Павловича. Тот был в восторге от своего портрета и рассказал о нём самому Николаю первому.
Портрет великого князя Михаила Павловича
Федотов решил закрепить технику, получить академическое образование. И уже сложившийся художник с юными учениками ходит в классы, пишет гипсы, натурщиков и даже трупы в академическом театре — так Академия живописи экономила на натурщиках. Но тем больше он учился в академии, то больше склонялся к простому выводу — интереснее всего российская обыденность, а не нарисованные сотни раз античные и библейские сюжеты и напыщенные портреты аристократии.
Наступил 1844 год и перед Федотовым стал принципиальный выбор: или карьера военного — почёт, слава, уважение, или художника — постоянный поиск заказов, вероятность полунищенского существования, зависимость от заказчиков и критиков.
Выбор определил великий баснописец Крылов. Рисунки Федотова так ему понравились, что он посоветовал художнику не бросать свою работу, а служить отечеству, обличая имеющие пороки в своих картинах, — миссия трудная, чреватая разочарованиями и критикой, но благородная. Федотов согласился с баснописцем и вышел в отставку.
Завтрак аристократа
За два года — с 1846 по 1848 были написаны лучшие его полотна: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и «Разборчивая невеста». Остановимся на картине «Свежий кавалер» подробнее.
Свежий кавалер
Согласно сюжету этой картины, мелкий чиновник живёт со своей служанкой. Девушка забеременела от него, но ему самому до подруги нет никакого дела — он весь напыжился от гордости, поскольку получил орден святого Станислава. Как писал Гоголь: «получил Станислава в петлицу и геморрой в поясницу». А вот нашему герою повезло — геморроя у него пока нет, зато он с орденом. Дело в том, что до 1845 года этот орден давал новый социальный статус — с его вручением человек автоматически становился дворянином. Был простым писарем — стал дворянином, ну как тут не возгордиться. А самой девушки орден кавалера не очень интересен — есть дела поважнее, например, почистить сапоги. В картине Федотов явно смеются над излишней важностью кавалера, чем-то она перекликается с полотном Перова «Первый чин. Сын дьячка» вот только Перов написал свой «Первый чин» уже после Федотова и, разумеется, видел его картину.
Популярность картин Федотова была высока, публике нравился его свежий подход к живописи. Он придумал, как на этом получше заработать — планировал продавать литографии со своей авторской подписью, а заодно и саму картину загнать подороже.
Вот только год для критики и насмешки был очень неудачный — 1848. (Именно тогда эта картина была представлена широкой публике, написана она на два года раньше). Прокатилась волна буржуазных революций в Европе, а в России неистовствовала цензура. Прицепились цензоры и к картине Федотова: «как можно на грязный домашний халат нацепить символ государственности — орден Станислава». Про литографии пришлось забыть, а картину Федотов продал дешевле, чем рассчитывал — всего лишь за 500 рублей. Деньги приличные, но нужно учитывать, что ему нужно было обеспечивать своих престарелых родителей и овдовевшую сестру с ребятишками.
Федотов из нужды так и не выбрался. В 1851 году он пишет картину «Зимний день», в которой отразил всё своё существование в это время.
Зимний день. 20-тая линия Васильевского острова.
Окраины Петербурга, бесконечно длинные унылые заборы, промозглый ветер. И одинокий человек несёт холст богатому заказчику, надеясь получить за него хоть какие-то деньги. Рутина, нужда, бесконечная ответственность перед родителями и сестрой, засилье цензуры, не дававшей хода его картинам, в итоге свели Федотова с ума. Психиатрическая больница и смерть на 37 году жизни. Тяжело быть художником-реалистом в России.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи