ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Почему Рене Магритт писал именно такие картины? Несчастный случай, произошедший в его детстве, дающий ответ на этот вопрос
Назад
​Почему Рене Магритт писал именно такие картины? Несчастный случай, произошедший в его детстве, дающий ответ на этот вопрос

​Почему Рене Магритт писал именно такие картины? Несчастный случай, произошедший в его детстве, дающий ответ на этот вопрос

Поделиться в соц сетях:

Рене Магритт (1898–1967) — художник из Бельгии, работающий в художественном направлении сюрреализма, написавший немало неординарных картин, но при этом не удосужился объяснить их скрытый смысл. Впрочем, это только радость для современных художественных критиков — всегда можно заняться интерпретацией его полотен, зачастую такой, о которой даже сам Магритт не подозревал. Основным героем картин Магритта является человек в котелке, но без лица, по мнению многих — это сам Магритт. Вот только Магритт от сюрреализма отказывался и предпочитал говорить, что он пишет картины в направлении магического реализма. То есть его картины не выдумка чистой воды, как некоторые работы великого Сальвадора Дали, а поиск странного, необычного и фантастического в нашей повседневной действительности, так как это представлял сам Магритт.

Рене Магритт. Автопортрет.

Магритт — мастер перевоплощений, загадок, иллюзий, нестандартных решений, которые отражены в его картинах. Но вот в обычной жизни он был самым заурядным человеком, жил в совершенно обычном доме, писал картины в своей столовой, стараясь не испачкать пол краской, что у него всегда отлично получалось, поскольку он был очень аккуратным. Да и в самом творческом процессе Рене Магритта, в отличие от неистового Джозефа Тёрнера, не было ничего необычного. Зато всю свою любовь к необычному он реализовывал в своих полотнах — они, безусловно, талантливы, но очень странные, а зрелищные головоломки, запечатлённые в них, до сих пор не дают покоя многим художественным критикам и простым зрителям. По большому счёту картины Магритта — это тест на абстрактное и нестандартное мышление, они, как и многое современное искусство не всегда всем понятны, но нельзя отрицать их нестандартность и творческий подход художника.

Потерянный жокей

Родился Рене Магритт в небольшом городке Лессин в совершенно обычной семье — отец работал портным и продавал ткани, мама была модисткой. Всё шло вполне нормально и мирно, но в марте 1912 года, когда Рене было 13 лет, его мама ушла из дома в одной ночной рубашке и больше не вернулась. Спустя некоторое время выяснилось, что она бросилась в местную речку Самбре, её тело вынесло на берег, а рубашка намоталась вокруг головы. Наверняка всё это Рене видел, и подобная картина запомнилась ему на всю жизнь, а её отголоски нашли отражение в его картинах «Влюблённые», «Изобретение жизни» и «Песнь любви».

Изобретение жизни

На первых двух, написанных в 1928 году лица изображённых людей закрыты полотном, а «Песнь любви», датируемая 1953 годом, изображает русалок наоборот — с человеческими ногами и рыбьими головами.

Песнь любви

Возможно, Рене уже в зрелом возрасте зарисовал свои подростковые кошмары, переосмыслил их в подобные образы, а эти картины были нужны больше самому художнику, чтобы на холсте выразить всё, что он чувствовал мартовским днём 1912 года на берегу той самой речки и как-то смириться с этим, унять и облегчить душевную боль.

Влюблённые

Однако сам Магритт всегда говорил, что этот несчастный случай не оказал на него серьёзного впечатления, а он даже несколько обрадовался этому — наконец-то его семья сделалась местной знаменитостью, и о ней будут говорить по всей округе. И вообще, в его детстве было много других происшествий, и именно они способствовали его сформированию как художника. Но какие именно — Магритт молчал. Да и верится в искренность его слов с трудом — любой нормальный человек, а Магрит всё же был относительно нормальным, нет никаких свидетельств о его душевной болезни как, к примеру, у Михаила Врубеля или Павла Федотова вряд ли спокойно отнесётся к смерти своей мамы.

Голконда

Вскоре после того несчастного случая Рене сошёлся с 13-летней дочерью мясника Жоржеттой Бергер, они были практически неразлучны и во время их совместной прогулки Рене увидел художника, пишущего на пленэре с мольбертом и кистью. Рене был восхищён — он никогда раньше не видел живописца за работой, он показался ему неким существом из другого мира, недоступного и манящего. Именно тогда он и решил стать художником.

Портрет Жоржетты Бергер

Вскоре родители девочки переехали в Брюссель, а спустя несколько лет в этот же город уедет и Рене, учиться в Королевской Академии изящных искусств. Через 8 лет после расставания они случайно встретились на улице. Как оказалось, юношеская любовь никуда не делась, просто остыла на время, а при встрече вспыхнула вновь. Рене и Жоржетта решили пожениться, но до этого ему нужно было отслужить в армии. Наконец, в 1922 году свадьба состоялась и они прожили вместе всю жизнь, вполне счастливо.

Рене Магритт и Жоржетта Бергер.

Правда, в 1936 году Рене закрутил роман с художницей-сюрреалистом Шейлой Легг. Жоржетта тоже в долгу не осталась и начала встречаться с художником Полем Колине, приходившимся другом Рене Магритту. Лишь спустя четыре года Рене и Жоржетта вновь стали жить вместе, кризис супружеских отношений и среднего возраста миновал, и всё вернулось на круги своя.

Дальше всё вновь пошло по накатанной — Рене писал картины, как ходил на работу — строго по часам, делая обязательный перерыв на обед. Для многих других художников, в порыве творческого вдохновения забывавших о еде и сне подобное поведение, мягко говоря, удивляло, но уж таков был Магритт, ничто его не могло изменить его образ жизни добропорядочного буржуа.

Главный герой многих картин Магритта — человек в котелке, лица которого не видно. Оно может быть просто не нарисовано, в итоге котелок висит в воздухе или закрыто голубем, летящем на переднем плане.

Человек в котелке

А ещё часто человек повёрнут к нам спиной, что ещё больше усиливает общую загадочность картин Магритта. Как ловкий фокусник Магритт показывает зрителям только то, что хочет он сам, оставляя немало пищи для размышлений, как, например, на картине «Размышление одинокого прохожего» написанной в 1926 году.

Размышление одинокого прохожего

Наверняка не стань Магритт художником, из него бы получился неплохой фокусник, по крайней мере, тяга к всевозможным иллюзиям на его картинах прослеживается отчётливо.

Свои картины в художественном направлении сюрреализма он начал писать в 1920 годах, после знакомства с французскими сюрреалистами, в частности, с Андре Бретоном. Впоследствии он с ними разругался, но от активного применения различных оптических иллюзий решил не отказываться, как, например, на картине «Возвращение пламени».

Возвращение пламени

Потом были прославившие его полотна «Сын Человеческий», «Голконда» и многие другие.

Сын человеческий

Умер Магритт в 68 лет, прожив совершенно заурядную жизнь, и написав при этом абсолютно незаурядные картины. Возможно, в этом и есть главный фокус Рене Магритта.


Сюрреалистичную живопись и графику от современных авторов на сайте онлайн галереи artalebrio.com .

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal, OK

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!