ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Почему лучшая картина Джона Сингера Сарджента напрочь испортила ему репутацию и вызвала немалый скандал? Необычная судьба художника.
Назад
​Почему лучшая картина Джона Сингера Сарджента напрочь испортила ему репутацию и вызвала немалый скандал? Необычная судьба художника.

​Почему лучшая картина Джона Сингера Сарджента напрочь испортила ему репутацию и вызвала немалый скандал? Необычная судьба художника.

Поделиться в соц сетях:

Джон Сингер Сарджент (1856–1925) — художник, который считал себя американцем, но жил в основном в Лондоне и Париже, а родился в итальянской Флоренции. Его можно назвать настоящим «гражданином мира», человеком, для которого границы между странами и принадлежность к определённой нации — дело не шибко существенное. Ещё в детстве он много путешествовал с родителями, потом осел в Париже — лучшем городе для художников в то время, и 12 лет совершенствовал своё мастерство, писал великолепные портреты, постепенно добиваясь признания и успеха. По злой иронии судьбы его лучшая картина — портрет Мадам Х, на которой была запечатлена дама полусвета и первая красавица Парижа Виржини Готро принесла художнику немало неприятностей, вызвала серьёзный скандал и напрочь испортила репутацию как Сарджента, так и самой Виржини Готро. Потому он и вынужден был перебраться в Лондон, а потом уехал в Америку. О жизни и картинах Джона Сингера Сарджента мы и поговорим в этой статье.

Джон Сингер Сарджент. Автопортрет.

Сам Сарджент получил при жизни мировое признание как отличный портретист. Его портреты были всегда элегантны, критики называли Сарджента Антонисом Ван Дейком XX века. Но постепенно мнение их изменилось, работы Сарджента стали рассматривать как желание потакать вкусам богатых аристократов и промышленников. Всё дело в том, что Сарджент писал портреты в художественном направлении реализма, а в начале XX века балом начали править модерн и авангард, реализм был объявлен морально устаревшим.

Сёстры Хантер

Его бывший друг — художественный критик Роджер Фрай стал нещадно критиковать работы Сарджента, особенно после смерти художника в 1925 году, что, разумеется, никак не красит этого человека. Но к мнению Фрая прислушивались, потому и про Сарджента многие авангардные художники говорили, что он не художник, не творец, а ловкий ремесленник, не упускающий свою выгоду. Критики тогда восхищались творчеством Анри Матисса и Пабло Пикассо, оно казалось новаторским и интересным, противопоставляющим казавшимся навсегда анахроничному реализму. Но постепенно время всё расставило по своим местам. Когда мода на авангард несколько спала, картины Сарджента вновь заняли своё законное место в музеях и художественных галереях, за них стали платить баснословные деньги на мировых аукционах.

Гвоздика, лилия, лилия, роза

Истинная красота и талант — они вне времени, просто иногда в силу различных причин становятся немодными и анахроничными, но ненадолго. Да и сам Сарджент всерьёз интересовался импрессионизмом и даже отказывался от выгодных заказов на написание портретов, чтобы иметь время на написание пейзажей в стиле импрессионизма.

Родители Сарджента были коренными американцами, что дало ему основание всегда считать себя представителем этой страны. Но в 1854 году они были вынуждены уехать в Европу — хотели радикально сменить обстановку, чтобы отвлечься от горестных воспоминаний после смерти своего первенца и так навсегда остались там, иногда переезжая из одной страны в другую. Сарджент был в Италии, Германии, Франции, Швейцарии и это наложило отпечаток на его воспитание — в каждой стране приходилось учить её родной язык, в итоге он стал настоящим полиглотом и «человеком мира», в котором сочетались достижения всех европейских культур плюс американская, доставшаяся ему от родителей-американцев.

В отпуске, Норвегия

Сарджент любил рисовать с детства и родители, ему в этом только потакали. Мама сама была художницей-любительницей, а отец обучал всему, что знал сам. Сарджент мог даже не ходить в школу — в то время домашнее образование ценилось, и образованные родители, готовые уделять много времени своим детям или способные нанять учителей иногда просто не пускали своих детей в школу — зачем, если дома можно выучиться лучше, а аттестата о среднем образовании никто не спрашивает.

Когда Сардженту исполнилось 18 лет, то он поехал с отцом в Париж, учиться живописи. Поступок вполне оправданный — в Париже тогда творили много замечательных художников: Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар и многие другие, было у кого учиться и имелась отличная возможность ознакомиться с лучшими образцами мировой живописи. Сарджент учился у французского художника Каролюса Дюрана, тот советовал писать сразу на холсте, не делать предварительные наброски, чтобы изображение было непосредственным и свежим. Сарджент многому у него научился, а впоследствии напишет вполне взрослый и зрелый портрет своего учителя-художника.

Портрет Каролюса-Дюрана

Постепенно он становится известен в Париже как отличный портретист, заказчики выстраиваются за портретами Сарджента в очередь, его работы хоть и выполнены в традиционной манере, но достаточно востребованы — время авангарда не наступило, а картины импрессионистов пока ещё не оценены по заслугам.

А в 1884 году Сарджент решил написать тот самый злополучный портрет Виржини Готро. Сарджент написал Виржини со спущенной бретелькой на платье, чтобы ещё больше подчеркнуть её привлекательность и красоту и вот это было уже ошибкой. Консервативно настроенная публика подобное нововведение восприняла в штыки, а подчёркнутая притягательность замужней дамы, желающей примкнуть к высшему обществу, лишь спровоцировала нешуточный скандал. «Как может благовоспитанная замужняя дама позировать для художника в таком виде?» — вопрошали посетители Парижского салона, где была выставлена эта картина. Сам художник спрятал картину в самый дальний угол, а после переписал её, вернул ту самую злополучную бретельку на её законное место.

Мадам Х (Мадам Виржини Готро)

Но осадок остался. Заказы на портреты Сарджента почти не поступали, зато сам художник стал писать портреты своих друзей и знакомых, а заодно и всерьёз заинтересовался работами импрессионистов, и даже сам стал работать в подобном направлении.

Клод Моне, рисующий на опушке леса

Спустя два года Сарджент переезжает в Англию, но и там консервативные англичане, прослышав о дурной славе художника, не очень-то спешат с новыми заказами. Пришлось ему отправиться ещё дальше — в Америку, и вот американцы наконец-то оценили работы Сарджента по достоинству. Постепенно и британцы сменили гнев на милость, закономерно признали, что он отличный художник, и стали заказывать свои портреты, но Сардженту надоело работать над ними — денег у него было достаточно, а потому он с 1907 года пишет фрески для Бостонской библиотеки и многочисленные пейзажи, благо Сарджент всегда был заядлым путешественником и хотел запечатлеть на холсте красоту всех мест, где побывал. Писал и морские пейзажи, работал в анималистике — когда-то действительно нужно творить для себя ради собственного удовольствия особенно когда нет острой нужды в деньгах, а есть желание проявить в разных жанрах и оставить действительно заметный след в живописи.

Судоходство, Майорка

О личной жизни Сарджента известно очень мало, да и её практически и не было, художник так и не женился, не было никаких свидетельств, что он заводил каких-либо любовниц. Возможно, Сарджент как и Эдгар Дега просто не смог поддерживать отношения с женщинами, а, скорее всего, у него была одна большая любовь — живопись, а всё остальное служило лишь приложением к ней.


Живопись, графика и товары от handmade мастеров покупайте напрямую у автора на сайте маркетплейса artalebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!