ru
ru
Назад
Пленэр

Пленэр

Поделиться в соц сетях:

Пленэр (франц. plein air, буквально - открытый воздух, ударение на -Э-), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. В отличие от традиционной студийной живописи, пленэр позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство окружающих красок и малейших изменений цвета натуры.

Пленэр. Фредерик Эдвин Черч. Сердце Анд. 1859

Пленэр подразумевает наличие у живописца ограниченного количества времени для написания произведения. Художник не продолжает трудиться над картиной в мастерской после возвращения с натуры, чтобы внести какие-либо корректировки. В противном случае произведение получится качественно иным, так как будет безвозвратно утрачена активная роль света и воздуха в ходе работы над ним. Изначально пленэры подразумевали только живописную технику, однако эти ограничения давно сдвинуты. Теперь пленэром считается рисование на природе в любой технике, будь то краски, простой карандаш, маркеры, пастель или любой другой материал и даже графический планшет!


Особенности пленэра

Пленэр — достаточно сложная в исполнении техника для начинающих живописцев. При написании картины на открытом воздухе постоянно меняется окружающая световоздушная среда, появляются и исчезают всевозможные цветовые оттенки. Особенно заметным это становится в солнечную погоду при переменной облачности. С развитием технологий, слово "пленэр" перешло и в профессиональный лексикон фотографов. Они тоже выходят на пленэр в поисках живописных кадров.


Художник может писать картины на пленэре различными видами красок: масляными, акварельными или акриловыми. Но для того, чтобы идеально передать все богатство натуры при естественном освещении, ему приходится учитывать многие нюансы, в том числе время суток и сезон года.
Пленэр. Джон Сингер Сарджент. Клод Моне, рисующий на опушке леса. 1885

Скромные размеры большинства пленэрных картин легко можно объяснить особенностями работы над ними. Художнику приходится не только нести с собой все необходимые материалы для творчества, но и часто забираться в поисках эффектной натуры в труднодоступные места.

Пленэр. Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля. 1833


История пленэра

История пленэра насчитывает чуть более 200 лет, но его истоки уходят корнями еще в начало эпохи Раннего Возрождения — в первую половину XV века. Именно в то время в европейском изобразительном искусстве сформировался пейзажный жанр.

Пленэр. Ричард Паркс Бонингтон. Пейзаж близ Кильебофа. 1825

Для создания красочных и реалистичных картин на тему окружающей природы художникам приходилось выезжать далеко за пределы своего дома. На натуре живописцы чаще всего делали только наброски или этюды с изображением основной композиции будущей картины.

Пленэр. Камиль Коро. Лес Фонтебло. 1846

По возвращении домой художник продолжал работу над произведением уже в условиях мастерской. Здесь он по памяти и на основе ранее созданных набросков в течение длительного времени писал картину. Такая традиция просуществовала около 300 лет, до появления романтизма в европейской живописи.


Пленэр. Жюль Дюпре. Лужа под дубом. 1850

Настоящая пленэрная живопись возникла в Англии в начале XIX века. Ее родоначальниками принято считать двух выдающихся британских художников: Джона Констебля (John Constable) и Ричарда Паркса Бонингтона (Richard Parkes Bonington). Они осмелились пойти против устоявшихся традиций и решились от начала до конца писать картины на открытом воздухе. 1815 годом датировано первое полноценное пленэрное произведение Констебля — "Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд".

Пленэр. Джон Констебль. Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд. 1815

Новаторские работы художников были прохладно восприняты в Англии, но на парижском Салоне 1824 года возымели громкий успех. Во Франции пленэр обрел большое количество почитателей. Одним из первых заинтересовался новой техникой Камиль Коро (Camille Corot), а позже — многие представители знаменитой Барбизонской школы:
  • Теодор Руссо (Théodore Rousseau)
  • Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet)
  • Жюль Дюпре (Jules Dupré).

Пленэр. Огюст Ренуар. Весенний букет. 1866

В 1840-х годах бурному развитию интереса к пленэру также способствовало знаменательное изобретение в сфере художественных материалов. Началось промышленное производство красок в тюбиках, что позволило художникам писать картины на природе в более комфортных условиях.


Пленэр. Жан-Франсуа Милле. Весна. 1873

В начале 1860-х гг. в Италии сформировалась группа художников под названием «Маккьяйоли», в которую входили Телемако Синьорини (Telemaco Signorini), Джованни Фаттори (Giovanni Fattori), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati) и другие живописцы. Их объединяло не только страстное желание борьбы с академизмом в итальянском искусстве, но и любовь к работе на пленэре.
Пленэр. Альфред Сислей. Баржи в Бийанкуре. 1877



Огромный вклад в популяризацию пленэрной живописи внес Клод Моне (Claude Monet). Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды.

Пленэр. Моне Клод Оскар. Под тополями в солнечный день. 1887

А впоследствии эту технику начали активно использовать и другие импрессионисты:

  1. Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
  2. Камиль Писарро (Camille Pissarro);
  3. Альфред Сислей (Alfred Sisley);
  4. Фредерик Базиль (Jean Frédéric Bazille).

Пленэр. Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872

К концу XIX века во многих западных странах появились арт-сообщества, которые объединили активных сторонников пленэра. Большинство из них работали в пейзажном жанре и тяготели к импрессионистскому стилю. Примерами таких объединений могут послужить:
  • Хаймхаузенская и Ворпсведская колонии художников в Германии;
  • Ньюлинская школа в Англии;
  • Школа реки Гудзон в США.

Пленэр. Исаак Левитан. Мостик. Саввинская слобода. 1884

В среде русских художников также было множество приверженцев пленэрной живописи, в том числе выдающиеся мастера:
  • Исаак Левитан;
  • Василий Поленов;
  • Константин Коровин;
  • Игорь Грабарь;
  • Валентин Серов.
На протяжении всего XX века пленэр не утратил своей популярности. Эту технику часто использовали в своем творчестве художники самых разных направлений живописи. Ее активным сторонником считается и один из величайших современных мастеров - Дэвид Хокни (David Hockney).

Пленэр. Франческо Филиппини. Венецианская лагуна. 1892

В художественных школах всего мира и в XXI веке продолжают обучать детей искусству написания картин на открытом воздухе. Несмотря на появление новых стилей и направлений, у пленэра не только интересное прошлое, но и прекрасное будущее.


Пленэр. Камиль Писарро. Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897

Известные художники-пленэристы

Среди множества известных художников-пленэристов сложно выбрать самых лучших. И все же, отдельного упоминания заслуживают такие мастера:

  • Джон Констебл (1776-1837 гг.) — выдающийся английский живописец, работы которого по достоинству были оценены лишь после его смерти. Своими очаровательными пейзажами он навсегда прославил окрестности родного Саффолка.
  • Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828 гг.) — британский художник, талант которого так до конца и не раскрылся из-за ранней смерти от туберкулеза. В возрасте 22 лет он получил золотую медаль на Парижской выставке и был обласкан критикой. Акварели Бонингтона оказали огромное влияние ка Камиля Писсарро, а многие из них были проданы за большие деньги на аукционе Sotheby's через год после смерти гения.
  • Клод Моне (1840-1926 гг.) — самый знаменитый импрессионист в истории мирового искусства. Моне на протяжении всей жизни не переставал работать на пленэре и заслуженно добился всемирного признания. Его пейзаж «Впечатление. Восход солнца» дал название знаменитому направлению в живописи и навсегда стал эталоном импрессионизма.
  • Исаак Левитан (1860-1900 гг.) — непревзойденный мастер русского пейзажа, который не дожил даже до 40 лет. Его глубоко духовные картины как нельзя лучше передают красоту родных мест и заставляют зрителей задуматься о вечных истинах.

Пленэр. Дэвид Хокни. Приход весны в Уолдгейт, Восточный Йоркшир. 2011

С конца 19 века и до наших дней работа пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре. Новичкам рекомендуют брать на пленэр масляные краски и все необходимое для работы с ними. Масляная живопись считается наиболее простой, потому что краски позволяют перекрывать один слой другим, даже темный светлым.

На портале artAlebrio.com все желающие могут купить картину напрямую у художника. Принять участие в наших аукционах, которые регулярно проводятся нашим аукционным домом sevenArt.CLUB на международной площадке bidspirit. Посмотреть на работы современных авторов участвующих в конкурса. Произведения современных и перспективных авторов представлены в каталоге на сайте галереи artAlebrio.com


Подписывай на нас в соц. сетях FB, VK, instagram, Telegram, Дзен

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!