ru
ru
Главная | Арт журнал | Писал кокетливых красоток, а потом — сюжеты на религиозную тему. Какая трагедия заставила художника Джеймса Тиссо это сделать?
Назад
Писал кокетливых красоток, а потом — сюжеты на религиозную тему. Какая трагедия заставила художника Джеймса Тиссо это сделать?

Писал кокетливых красоток, а потом — сюжеты на религиозную тему. Какая трагедия заставила художника Джеймса Тиссо это сделать?

Поделиться в соц сетях:

Джеймс Тиссо (1836—1902) — французский художник, рисующий в направлении классицизма и реализма, в совершенстве владеющий навыками письма масляными красками. Он дружил с импрессионистами, у них научился использовать яркие, сочные цвета в своих работах, что было совершенно непривычным для классической живописи.

На скамейке в саду

Тиссо разделял идеи прерафаэлитов — то есть сторонников нового взгляда на искусства, которым надоело повсеместное засилье академических традиций, слепое копирование античных образцов и викторианские условности в живописи. Писал парижских и лондонских красавиц, в особой, свойственной только ему манере, и иллюстрировал сюжеты из Библии. Уже по выбору тем его картин можно понять, что художник он разносторонний, мог работать в двух, совершенно не связанных с друг-другом жанрах. И всё это ему удавалось легко и непринуждённо, а его работы хоть на светскую, хоть на религиозную тематику и выставляются в лучших музеях мира.

Эдгар Дега. Портрет Джеймса Тиссо.

Жизнь Тиссо не менее интересна, чем его картины, были в ней и триумф, и трагедии. А ещё он радикально сменил стиль своих работ, глядя на его ранние и поздние картины сложно поверить, что они принадлежат одному художнику. Эволюция и поиск творческого пути Тиссо не были такими многогранными как у Пикассо — он сменил только одно направление, но зато радикально. От восхищения высшим парижским и лондонским обществом — не важно искренним ли оно было на самом деле у художника, до иллюстрирования библейских сюжетов и написания картин, одной из доминирующих тем которых было безнадёжное отчаяние. Всё равно, если бы Константин Маковский стал бы писать в стиле Мунка. Это невозможно без глубокого переосмысления бытия, без личных трагедий в жизни художника. Почему так произошло мы и поговорим в этой статье.

Леди в лодке

Ранние картины Джеймса Тиссо — это квинтэссенция салонный портретов XIX века. Дамы, изображенные на них, элегантны, они сидят на лодках в окружении дикой природы, прогуливаются в роскошных парках или стоят у камина, место которому никак не меньше, чем в королевском дворце.

Букет сирени

Его картины — идеальное пособие для высокобюджетного сериала о жизни аристократии в XIX веке, по ним можно изучать дамские наряды, копировать один в один интерьер, если хватит на то денег — не ошибёшься, всё будет выглядеть красиво, дорого и аутентично.

Но он не был замшелым консерватором — дружил с Эдгаром Дега, кстати, тот написал его портрет, не взяв за это никакой платы, правда, впоследствии они рассорились, приятельствовал с Клодом Моне, иногда, если финансовое положение того становилось совсем уж плачевным ссудил ему деньги, зная, что Моне вряд ли когда-нибудь сможет их вернуть.

Дымоход

У импрессионистов он научился ловить момент здесь и сейчас и пишет как бы подглядывая со стороны, как на картине «Дымоход» — вряд ли элегантная дама так стала бы греть ножку, если знала, что в комнате ещё кто-то другой. Ну никак эта картина не похожа на стандартные салонные портреты — разве только прорисовкой деталей и богатством наряда изображённой дамы.

Слева: Джеймс Тиссо. Миссис Ньютон с зонтиком. Справа: Клод Моне. На прогулке.

А ещё он охотно использовал необычные ракурсы, например, свою жену Кэтлин Ньютон нарисовал снизу вверх, как на неё бы смотрел ребёнок. Подобная картина есть и у Моне. Такой портрет можно нарисовать только, если любишь и восхищается, смотришь на объект своего обожания.

Джеймсу Тиссо пришлось и повоевать. Это случилось в 1870 году с крахом Второй империи. Тогда он стал снайпером, благо умел метко стрелять и с оружием в руках отстаивал интересы прежней императорской Франции, той самой, которую он так старательно и элегантно рисовал на своих полотнах. Но буржуазия победила, Вторая империя была свергнута, а Тиссо уплыл в Лондон без денег и лишившись всё своего состояния, заработанного на салонных портретах.

Но у него был талант, великолепные навыки написания портретов и определённая известность, простирающая за пределами Франции. Потому уже через два года Тиссо в Англии стал очень популярным живописцем. Богатые буржуа выстраивались в очередь за портретами его работы — мало кто умел показать аристократическую жизнь с безупречным вкусом, а всякому разбогатевшему вчерашнему лавочнику очень хотелось хоть на портрете выглядеть не хуже исконных английских аристократов.


На Темзе

А потом несколько лет Тиссо не пишет ничего, а когда наконец он снова взялся за кисть, то это были совершенно иные работы. Картины на библейскую тему, очень грустные, с ощущением бесконечно дорогой потери и душевного опустошения. Плачущий Христос, последние часы жизни Иисуса Христа его глазами, когда он уже был распят на кресте. И это художник, рисовавший кокетливых красоток.

Плачущий Христос.

Спустя девять лет, после того как Тиссо обосновался в Англии, он без памяти влюбился в Кэтлин Ньютон. Разгульная холостяцкая жизнь, благо Тиссо мог себе позволить любые увеселения, и заводил романы с красотками из высшего общества, осталась в прошлом. Тиссо понял — это его судьба, он с радостью сделал предложение Кэтлин и женился на ней. Он рисовал её на многих своих картинах — именно она глядит на нас с лодки, и снизу вверх, держа в руке зонтик.

Портрет Кэтлин Ньютон

А спустя шесть лет Кэтлин не стало. Есть несколько версий её смерти. Одни считают, что она умерла от туберкулёза, а другие — отравилась. Просто Кэтлин не смогла уже выдержать страдания, доставляемые ей запущенной формой туберкулёза и прекрасно знала — излечиться невозможно.

Тиссо не отходил от умершей жены 4 дня. Ему стало не до живописи и не до праздничных картин. Он ходил на спиритические сеансы, очень популярные в то время, надеясь хоть там пообщаться с духом своей ненаглядной Кэтлин. А потом уехал в Палестину, и там на земле, где разворачивались события, описанные в Ветхом завете, он стал писать картины на религиозную тематику.

Библейский цикл: Что видел Христос на кресте?

Поступок истинного творца — перенести свои душевные страдания на холст и создать новые шедевры. Их не было бы, не случись в жизни Тиссо такой трагедии. Так личное несчастье для одного человека обернулось новыми прекрасными картинами для человечества.


19-20 ноября ждем всех любителей и ценителей прекрасного на арт ярмарку-выставку АРТ и точка, которая пройдет в центре-дизайна ARTPLAY в Москве

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig

автор статьи для онлайн-галереи artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!