ru
ru
Главная | Арт журнал | Писал картины признанные «вопиющей непристойностью» и стал отцом современного искусства сам того не желая. Непростая судьба Эдуарда Мане.
Назад
Писал картины признанные «вопиющей непристойностью» и стал отцом современного искусства сам того не желая. Непростая судьба Эдуарда Мане.

Писал картины признанные «вопиющей непристойностью» и стал отцом современного искусства сам того не желая. Непростая судьба Эдуарда Мане.

Поделиться в соц сетях:

Эдуард Мане (1832-1883 г) — французский художник, ставший идеологом и вдохновителем импрессионистов, но при этом сам Мане никогда не считал себя импрессионистом. Однако это не помешало ему выставлять на Парижском салоне картины, которые были написаны в новом, революционном ключе — не из античной жизни, не исторические или религиозные картины на уже знакомые сюжеты, неоднократно повторённые всеми великими художниками прошлого — Леонардо да Винчи, Тицианом, Караваджо, Рафаэлем и многими их последователями, а их обычной жизни. Там был показан момент здесь и сейчас, словно бы снимок фотографа, и при этом Мане не боялся откровенно эпатировать публику, поскольку только очень смелый художник рискнёт представить в то время на суд зрителей «Завтрак на траве».

Завтрак на траве

Консервативно настроенная публика подобное новшество не оценило, скандал вышел неслыханный, а приличным и благовоспитанным дамам настоятельно не рекомендовалось смотреть на эту картину. На неё даже плевали, возмущённые столь «вопиющей непристойностью».

Хотя Мане просто показал вполне обычное времяпровождение состоятельных господ с девицами лёгкого поведения, вполне возможно, что каждый из них был женат и пользовался определённым положением в обществе, но это совершенно не мешало им иногда развлекаться подобным образом. И общество на это смотрело вполне понимающе — тогда только в Лондоне было несколько тысяч проституток, а в Париже нравы были попроще, типичная британская сдержанность и Викторианская мораль отсутствовала, так-то можно только предполагать, сколько подобных весёлых девиц действовало в столице Франции.

Бар в Фоли-Бержер

Но при этом сам Мане хотел быть признанным салонным живописцем, писать работы на заказ и зарабатывать как можно больше. Но как так получилось, что он сам того не желая был главным новатором в Парижской живописи, определившим её развитие на многие годы, и стал у истоков нового художественного направления — импрессионизма. Об Эдуарде Мане и его картинах мы и поговорим в этой статье.

Сейчас очень сложно узнать, как выглядел Париж и его простые зрители до появления первых импрессионистов. Просто французские художники предпочитали писать уже 300 лет древнегреческих богинь и наяд — отчасти и потому, что их можно было изображать в обнажённом виде, а такие картины всегда легко находили покупателей. Писали библейских героев, исторических персонажей, но очень редко сцены из реальной жизни.

Расстрел императора Максимилиана I

А вот юному Эдуарду Мане всё это было скучно — он хотел писать современную жизнь, такой какой она была на самом деле, и при этом ничего там не приукрашивая. Его учитель — известный художник Том Кутюр подобное самодовольство терпеть не мог: «раз ты ученик, так и пиши как положено, не думай, что ты можешь быть умней прочих».

Но Мане был упрям, и именно его упрямство в итоге и привело к революции в живописи, к возникновению современного искусства. Однако сам Мане о столь высоких свершениях даже и не помышлял — у него были заботы куда приземление и насущнее — деньги, забота о родителях и желание произвести наиболее благоприятное впечатление на дам и получить золотую медаль Парижского салона.

Родители Мане были людьми очень уважаемыми — отец работал крупным чиновником в министерстве юстиции и очень надеялся, что сын продолжит отцовское дело. Но юный Мане был ленив и неспособен к учёбе, однажды его даже оставили на второй год. По мере взросления Мане всерьёз задумался — а чем ему вообще заниматься в жизни? Юриспруденция Мане была совершенно неинтересна, зато когда он приходил в Лувр, то сердце начинало биться часто-часто, примерно как во время того памятного первого поцелуя с очаровательной девочкой из соседнего двора.

Железная дорога

И Мане решил стать художником, но когда сообщил о своём решении строгому и деспотическому отцу, тот категорически заявил: «кем угодно, хоть моряком, хоть военным, только не художником». Мане стал юнгой, во многом, лишь бы досадить отцу. Он отправился в дальнее плавание и спустя пару месяцев уже возненавидел эту опрометчивую затею, а плыть ещё предстояло очень долго. Наконец, полгода спустя, Мане вернулся домой, но уже мог смело заявить, что ничем, кроме написания картин заниматься не хочет. И те полгода прошли не зря — он сделал несколько десятков неплохих зарисовок, и отец наконец разрешил поступать в академию художеств.

Эдуард Мане

Мане повезло с внешностью, да и репутация скандального художника, автора «той самой картины» подогревает к нему интерес со стороны дам.

Он любил женщин, однако женился на простой девушке Сюзанне, которая учила музицировать ещё юного Эдуарда Мане и других его братьев. И вот тут всё сложно — у Сюзанны родился ребёнок, но биографы Мане так и не выяснили, кем он приходился самому Эдуарду. Варианты — брат, сын или племянник. В любом случае Эдуард Мане 10 лет с ней поддерживал отношения, а потом женился. И всегда любил её — именно Сюзанне он писал самые нежные и трогательные письма.

Портрет госпожи Мане на синей софе

Хотя это совершенно не мешало ему заводить немало любовниц, он чем-то своим отношением к женщинам напоминал Гюстава Климта или Франсиско Гойю, только был более скрытен и разборчив, особенно по сравнению с Климтом.

Сюзанна понимала, что совершенно не просто так он пишет столько много портретов своей натурщицы Виктории Меран, а Мане и художницу Берту Моризо связывает не только профессиональный интерес, но относилась к этому с философским спокойствием. Над её добродушием натурщицы посмеивались, наверняка самому Мане просто нужна была такая жена — всё понимающая, всепрощающая и при этом любимая. Хотя кому она не нужна?

Молодая женщина с попугаем

А ещё Мане сколотил свою банду, разумеется, сам того не желая. Именно так называли молодых художников-импрессионистов, которые восхищались его творчеством и смелостью. Он хотел выставляться на Салоне, но писал картины, которые никакого успеха там иметь не могли — не потому, что были плохо написаны, просто они были слишком революционными, совершенно не соответствовали всем стандартам этой достаточно консервативной выставке картин художников.

Так, в в 1863 году он взял за основу картину Джорджоне Сельский концерт, добавил своего видения и получился тот самый «Завтрак на траве». Воистину, с таким подходом рассчитывать на признание салонного жюри было сложно.

Сельский концерт

Его картин салонное жюри стало бояться как огня, и сам Мане уже не ждал от публики ничего хорошего. Над картиной «Балкон» откровенно смеялись, слишком там много было необычного — почему такие яркие цвета, особенно вызывающе синий галстук у мужчины, почему объём на картине показан не расположением фигур, не светотенью, а фокусом как на фотографии.

Балкон

Признание пришло, когда Мане было уже 50 лет и он мучился от серьёзной болезни. Все эти регалии — орден Почётного легиона, возможность выставлять картины без учёта мнения жюри уже его не радовали. «Он жил и работал, как будто был бессмертен» по меткому выражению замечательной художницы Берты Моризо. Сложно писать наперекор общественным вкусам, Мане просто опередил своё время, а его истинный талант признали импрессионисты при жизни, хотя их мнение Мане не интересовало, а всё, чего он добивался, случилось уже слишком поздно.


Картина в подарок, в интерьер или офис от современных художников, дизайнеров выбирайте на сайте artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!