Боттичелли-художник для многих любителей искусства — человек возвышенный и тонко чувствующий, настоящий поэт красоты и прекрасной дамы, романтик, безнадёжно влюблённый в Симонетту Веспуччи, страдающий от своей неразделённой любви, но навечно запечатлевший облик этой незаурядной красавицы в своих картинах. Он одним из первых художников возрождения стал писать обнажённую натуру и делал это очень изысканно и красиво.
О том каким был Боттичелли на самом деле мы и расскажем в этой статье.
Сандро Боттичелли. Автопортрет.
По мнению Джорджа Вазари, обессмертившего себя как автор несколько вольного и достаточно субъективного, но единственного в своём роде жизнеописания знаменитых художников Боттичелли в юности был взбалмошной головой и никак не мог найти себе должного занятия, которым бы он смог зарабатывать себе на жизнь. То есть парнем он был очень способным и обучаемым, но никак не мог заниматься одним делом, особенно кожевенной работой или торговлей, как хотел этого его отец.
Мадонна Магнификат (фрагмент)
Наконец, отчаявшись совладать со строптивым отпрыском, он отдал юного Алессандро Филипепи — Сандро Боттичелли будущего художника будут называть позднее, учиться на ювелира. В то время ювелиры часто сотрудничали с художниками, благо занятия эти были в чём-то родственные и творческие. Отец Сандро несколько лет исправно вносил плату за обучение ювелиру, но когда выяснилось, что рисовать у него получается куда лучше, устроил Сандро в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи, не слишком испугавшись его сомнительной репутации.
Клевета
Живописец тот был хороший, но позволил себе закрутить роман с монахиней, о котором прознали все. После обучения помог организовать в своём доме художественную мастерскую, и вплоть до 33 лет писал в учётной книге «Мой сын Сандро — художник, работает дома, когда ему заблагорассудится». В общем, с отцом Сандро действительно повезло, возможно, он понимал, что сын по-настоящему талантлив, потому и делал ему поблажки, обычно совершенно недозволительные для того времени.
Рождение Венеры
Сандро был человеком весёлым и любил подшутить над своими учениками и друзьями, не ленился ради хорошего розыгрыша выстраивать сложные комбинации. Его сосед-суконщик немало досаждал Сандро, когда запускал свои восемь станков - от грохота дрожал весь дом, тут уж не до тонкой творческой работы. Сандро увещевал соседа, но без толку — тот говорил: «моё жильё, что хочу и делаю». Сандро нанял рабочих и те затащили огромный камень на крышу дома Сандро, расположенную несколько выше крыши жилища соседа-суконщика. Камень находился в шатком равновесии, и если включить станки, от вибрации наверняка бы рухнул прямо на дом досаждающего Боттичелли соседа. Пришлось тому мириться и приходить к компромиссу.
Идеализированный портрет дамы (Симонетта Веспуччи)
Боттичелли был и старшим товарищем Леонардо да Винчи, и к его мнению тот всерьёз прислушивался. Вместе они учились и работали в мастерской художника и скульптора Андреа дель Верроккьо, и однажды 20-летний Боттичелли заявил 13-летнему да Винчи, что писать фон нынче совсем необязательно, всё равно на него никто не обращает внимания, а время, сэкономленное на фоне, можно посвятить более приятным занятиям. Нужно взять тряпку, прописать её краской и промокнуть её холст. Получится выразительное пятно, поверх которого наносится основное изображение.
Разумеется, это была шутка, в то время к созданию картин подходили очень тщательно, прописывали все мельчайшие детали, сам Боттичелли не поленился на картине «Весна» написать 170 различных цветов — именно столько насчитали скучающие ботаники от искусства.
Весна
Леонардо да Винчи поначалу задумался, соблазнённый захватывающей перспективой, но вовремя понял, что Боттичелли над ним просто пошутил. «Возможно, тряпка и поможет развитию воображения, но никак не сможет заменить настоящий фон на картинах» — писал он позже в своих дневниках. Жаль, что некоторые современные художники не столь проницательные и здравомыслящие, как юный Леонардо да Винчи.
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи