Истинная американка по духу, независимая, сильная, всегда ратующая за справедливость, провела большую часть жизнь во Франции. Мэри Кассат была не просто художницей, графиком, одной из первых сторонниц феминизма, но и успела стать кавалером Почетного легиона.
Даже художественное направление — импрессионизм, в котором творила Мэри Кассат, было противоречивым, его чаще осуждали, чем одобряли современники. Так и не выйдя замуж, художница подарила миру огромное количество глубоких женских образов, где передавала всё благородство и чистоту материнства.
Завтрак в постели
Будущая художница появилась на свет в небольшом городе штата Пенсильвания. Её отец был успешным брокером и торговцем землей, мать — дочерью банкира. Благодаря усилиям образованной, энергичной матери формировалось и мировоззрение будущей художницы.
Девочке было всего семь лет, когда её семья решила переехать в Европу. За пять лет они успели побывать в Берлине, Лондоне, Париже, Дармштадте. В последнем родной брат художницы получил образование инженера, а впоследствии он станет главой Пенсильванских железных дорог. Будущая художница освоила в совершенстве немецкий, французский языки, получала уроки музыки и рисования. Во время Всемирной выставки в столице Франции она увидела работы современных живописцев. К одиннадцати она уже точно знала кем мечтает стать.
Семья переехала в Филадельфию, где как раз находилась Пенсильванская академия изящных искусств. Мэри мечтала получать образования именно там, но для США тех времён это был вызов. Девушки её возраста получали домашнее образование, чтобы успешно выйти замуж, а уж академическое образование их мало интересовало. В академии с большим недовольством позволили Мэри посещать занятия три раза в неделю.
Мэри Кассат. Автопортрет.
Убеждать родителей пришлось долго, но юной бунтарке это удалось, и родители оплатили работу преподавателя. К пятнадцати годам будущая художница готовилась к поступлению.
1861 год. Гражданская война в Америке разгоралась и сражения шли уже в совсем рядом — Виргинии. Отец семейства решил отправить родных в безопасное место, но делать перерыв в учёбе Мэри отказалась. Однако учили девушек посредственно, снисходительно, не позволяли рисовать обнажённую натуру. Зато будущая художница сильнее прониклась духом феминизма.
Война завершилась и Мэри мечтала учиться во Франции. Родители были против, читали мораль о правильном поведении добропорядочной девушки. Тогда она заявила, что всегда будет заниматься живописью, а муж и дети ей не нужны.
Спустя год вместе с матерью и старшей сестрой Лидией отец позволил Мэри уехать учиться. Но в столице Франции в Школу изящных искусств дам не принимали. Художница брала частные уроки и копировала картины в Лувре, изучала нестандартную манеру Мане и Курбе. Одну из картин Мэри («Мандолинистка») позволили выставить в парижском Салоне.
Мандолинистка
Когда началась франко-прусская война, художница вернулась домой. Отец не мог принять решение дочери, отказался оплачивать её уроки живописи, финансировал только основные нужды. Американцам работы художницы не понравились, а пару картин и вовсе сгорели во время Великого Чикагского пожара. На время Мэри отказалась от творчества.
Веру в себя вернул заказ архиепископа Питтсбурга. Он желал получить копии полотен Корреджо, которые были в Парме. Для работы Мэри уехала в Италию. Именно там до неё дошло известие, что её картина «Две девушки бросают цветы во время карнавала» была продана на Парижском салоне. Ценители искусства в Парме заговорили о талантливой художнице.
Две девушки бросают цветы во время карнавала
Когда заказ был выполнен, художница посетила Бельгию, Испанию, Голландию. Мэри училась, оттачивала навыки. Побывав в Испании, она написала серию картин. Вдохновлял на сочетание классики и новых приёмов её Моне, который использовал схожую технику.
В столице Франции она уже твёрдо знала, что академическая манера творчества не для неё.
Толчком к переменам послужат два важных события. Сначала состоялась первая выставка импрессионистов. Выставлялись работы Сезанна, Дега, Моне, Ренуара. Яркие краски и нестандартный взгляд на творчество побудили художницу создать работу «Девушки, собирающие полевые маки».
Девушки, собирающие полевые маки
Во время открытия парижского салона картина художницы «Ида» привлекла внимания самого́ Дега. Чуть позже она будет очарована работами Дега и будет покорена его манерой написания картин.
Спустя три года они наконец смогли познакомиться лично. Без лишних прелюдий, Дега сделала предложения выставлять работы с командой импрессионистов, и художница не отказалась.
Ида
В это время в Парижском салоне не желали брать её картины. Покровителя в жюри у Мэри не было, а сама мысль, чтобы завести роман ради продвижения своих картин казалась ей недопустимой. Однако 1879 году импрессионисты организовали выставку своих картин, которая оказалась на редкость успешной, продались и несколько работ художницы. На полученные средства она решила приобрести по одной картине Дега и Моне втайне от них.
Мэри и Дега было во многом похожи. Они получали образование в Италии, были выходцами из обеспеченных семей, отличались независимостью и схожим мнением об искусстве. Вместе они посетили Лувр. Кассат копировала работы других художников, а он рисовал портреты своей прекрасной спутницы. Помогал он в оттачивании техники гравюр, пастели. Мэри помогала продвигать картины наставника в Америке.
Эдгар Дега. Портрет Мэри Кассат
И всё же даже оставаясь наедине, она была верна обету и не вступала в близость с наставником. Многие биографы уверены, что Дега вовсе не заводил отношения с дамами. Возможно, он был несостоятелен в мужском плане или творчество привлекало его куда сильнее, нежели женщины.
Семейные проблемы снова заставили отодвинуть творчество на второй план. Родители художницы приехали в столицу Франции вместе с её больной сестрой. Пять лет Мэри ухаживала за сестрой, но, к сожалению, она всё равно умерла.
На картинах Мэри часто рисовала своих близких. Она изобразит мать — «Чтение «Фигаро» и сестру —«Лидия вяжет крючком в саду в Марли», Писала она и театральные сюжеты.
Чтение "Фигаро" (портрет матери художницы)
Четыре раза работы художницы выставлялись с импрессионистами. Но постепенно она выбрала самостоятельность.
Лидия вяжет крючком в саду в Марли
На первой самостоятельной выставке художницы были её разные работы, в том числе в японском стиле. Часто героями её картин становились дети и женщины. Достаточно взглянуть на «Летнюю пору», «Прогулку на лодке», «Завтрак в постели», чтобы удивиться их глубине и эмоциональности. Это был женский взгляд: нежный, заботливый, так могла рисовать любящая мама, если бы Мэри захотела выйти замуж и завести детей.
Летняя пора
Получить признание художнице удалось даже на родине, а не только во Франции. У Кассат консультировались, ей подражали, дарили ее работы музеям. Зарабатывала Мэри настолько хорошо, что смогла купить старинный особняк в столице Франции.
Прогулка в лодке
Вот только чувства проходят быстро. Побывав в Америке всего полгода, художница заметила, что в Париже она уже не так популярна. Теперь ценили кубизм, фовизм, постимпрессионизм. Менять свою манеру под вкусы она не стала. Последние работы она создавала уже в 10-х годах двадцатого века почти слепой. Она пережила почти всех друзей и покидала мир одинокой в возрасте восьмидесяти двух лет.
Создавая образ новой женщины, сильной, активной, интеллектуальной, она до последнего дня боролась за права дам.
Пообщаться с автором и купить картину без посредников можно на сайте галереи. Также посетители нашего портала имеют возможность ознакомиться с актуальными выставками и арт ярмарками.
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи