ru
ru
Главная | Арт-журнал | "Ночной дозор" Рембрандт
Назад
"Ночной дозор" Рембрандт

"Ночной дозор" Рембрандт

Поделиться в соц сетях:

Создание и жизненный путь некоторых произведений искусства напоминает детектив, других — романтическую комедию или триллер, а история «Ночного дозора» Рембрандта — драму-боевик с элементами пародии. Началась она в 1639 году, когда живописцу заказали парадный групповой портрет. Формально поводом послужил амстердамский визит Марии Медичи в 1638 году, в честь которого были устроены пышные торжества. А неформально — тщеславие, над которым, как полагают эксперты, вволю посмеялся художник. Кстати, название «Ночной дозор» не оригинально — изначально картина, ныне украшающая Rijksmuseum в Амстердаме, называлась иначе, а «Ночным дозором» она стала с легкой руки искусствоведов XIX века.

У группового портрета было несколько заказчиков — мушкетеры стрелковой роты Франса Банинга Кока и Вильхема ван Рейтенбюрха художнику заплатили вскладчину. Каждый из изображенных персонажей выложил по 100 гульденов — сумма внушительная по тем временам. Клиенты с нетерпением ожидали статичный парадный портрет, на котором предстали бы перед зрителем героями во всём блеске славе, но к своему изумлению и разочарованию получили жанровую картину. Мало того, что сами они были изображены на ней «в динамике», так художник умудрился втиснуть в композицию уличный сброд.

Ночной дозор. Рембрандт ван Рейн

Описание картины

Рота ополченцев отправляется в поход. Мушкетеры пришли в движение, подбадриваемые барабанной дробью, вспугнувшей уличного пса: разворачивается знамя, оружие приводится в боевую готовность. Острые пики вздыбились, ополчение готово отправиться в бой. Среди солдат люди разного возраста, социального положения, уровня доходов. Всех объединяет патриотический порыв.

Тщательно выписанные лица героев монументального полотна создают ощущение достоверности и полной реалистичности происходящего. Выполняя обычный для того времени заказ, предполагающий создание статичного группового портрета, автор разрушает границы жанра. Для него важно не только внешнее сходство героев, но и внутреннее настроение каждого из них. Полотно можно изучать несколько месяцев, открывая все новые связи, взаимоотношения героев.

Сотни версий выдвигают искусствоведы относительно присутствия на картине маленькой девочки с ангельской внешностью и военными атрибутами в одежде. К слову, если детально изучить полотно, в нём обнаруживаются совершенно пародийные элементы, бросающие тень на «героизм» изображенных и придающие происходящему карнавальный оттенок.

Карлица в золотом

Примеры: куриная тушка на поясе девушки-карлицы в золотистом (символом стрелков были когти хищных птиц), неправильная конструкция огнестрельного оружия, которое держит явно неумелый стрелок на заднем плане, унизительная двусмысленность в тени от руки сотоварища на одежде желтого мушкетера, две правые перчатки Кока, «шутовская» шестипалость мушкетера в красном...

Тень от руки и две правые перчатки

Скорее всего, эти детали ускользнули от внимания клиентов, и ныне величайшая картина Рембрандта с неудовольствием, но была принята ими, после чего водружена в парадном зале общества стрелков — Kloveniersdoelen.

Но заказчики остались недовольны. Кого-то видно, кого-то нет, на картине много случайных людей, которые явно не платили. А от тех, кто платил, видно то только шляпу, то нос, а они ведь хотели, чтобы их узнавали на портрете! Стрелки подали в суд ( наверное, за оскорбление чести и достоинства голландского офицера) и выиграли.

Рембрандт вынужден заплатить гигантскую неустойку. Неоднозначный резонанс по поводу «Ночного дозора» подкосил популярность художника. Его реалистический стиль смущал своей голой правдой и сильно отличался от работ модных тогда живописцев. Уменьшились доходы. Тут подтянулись кредиторы и предъявили долговые расписки. Рембрандту пришлось продать дом и коллекцию раритетов. В счет долга забирают и картину. Ее повесили в темном помещении с камином.

Неумелый стрелок

Там она оставалась до 1750 года, далее была перенесена в ратушу и вывешена в отнюдь не почетном оконном простенке. Увы, полностью в него полотно не поместилось, и картина лишилась фрагментов в верхней, левой и правой частях — это заметно, если сравнивать оригинал «дозора» с копией Геррита Лунденса, хранившейся в Лондоне.

Когда позже картина подверглась реставрации, то каково же было удивление мастеров, обнаруживших, что Рембрандт изобразил на нем ослепительно яркий солнечный день. Кстати, об этом же свидетельствует тень от руки Кока — ее положение указывает, что действие происходит примерно в 2 часа дня. Эти детали выяснились только в 1947 году, до этого картина, однажды уже реставрировавшаяся (кстати, первым реставратором был знаменитый Ван Дейк), считалась «ночной». Зрителю остается лишь догадываться о том, как выглядела картина в момент ее представления заказчику.

В конце XIX века перенесенный в зал государственного музея шедевр лишь однажды покидал его — во время Второй мировой, когда его укрыли в одном из амстердамских замков, спасая от экспроприации нацистами. Приключения «Ночного дозора» на том не кончились.

За свою историю картина еще трижды подвергалась актам вандализма. В 1911-м ее пытались порезать ножом, но попытка не удалась. В 1975-м опять мужчина с ножом — им оказался сумасшедший безработный учитель — нанес полотну 11 ножевых «ранений». А в 1990-м еще один душевнобольной вылил на полотно серную кислоту, незначительно повредив лаковый слой.

Сегодня этой работе отведен целый зал музея. Юные голландцы целыми классами приходят сюда, чтобы послушать историю создания величайшего шедевра их гениального земляка. «Ночной дозор» — жемчужина музейной коллекции Амстердама, величайший мировой шедевр, на который съезжаются посмотреть со всего света. Наконец полотно, пережившее столько приключений, заняло достойное его место.


Подписывай на нас в соц. сетях FB, VK, instagram, Telegram, Дзен

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!