ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Нерадивые студенты и оскандалившийся преподаватель. Как учились и преподавали знаменитые художники
Назад
​Нерадивые студенты и оскандалившийся преподаватель. Как учились и преподавали знаменитые художники

​Нерадивые студенты и оскандалившийся преподаватель. Как учились и преподавали знаменитые художники

Поделиться в соц сетях:

Далеко не все художники были очень прилежными учениками. Некоторые из них учились очень плохо и позволяли себе экстравагантные поступки. Например, импрессионист Эдуард Мане всерьёз подумывал стать обычным моряком, поскольку совершенно не успевал в своём учебном заведении, а учителя говорили, что он бездарный живописец. Британский художник Люсьен Фрейд был отчислен, когда поспорил, что сможет снять штаны на людях и без стеснения это продемонстрировал. Впрочем, он тоже хотел стать моряком и даже поступил на корабль, но во время плавания выяснилось, что его здоровье не позволяет начать карьеру матроса. Переболев достаточно неприятной болезнью — тяжёлым тонзиллитом ему вновь пришлось быть художником. И подобные примеры не единственные.

О художниках, которые учились из рук вон плохо, но впоследствии написали отличные картины мы и поговорим в этой статье.

Винсент Ван Гог. Закат в Монмажуре

Винсент Ван Гог известен как выдающийся живописец, чьи картины стоят миллионы долларов. Однако учёба ему давалась не слишком легко. В юности он хотел стать священником и поступил на факультет теологии в университет Амстердама. Но там нужно было сдавать латынь, и этот язык Ван Гогу не давался совершенно. Потому пришлось ему стать художником, впрочем, возможно это и к лучшему — если не для самого Ван Гога, поскольку тогда, возможно, он и не закончил свои дни так плачевно, а для мировой культуры в целом. Однако сам Ван Гог, как и Архип Куинджи, совершенно не терпел учителей, и старался всё постигнуть самостоятельно. Он переписывал картины понравившихся ему художников, например, Густава Доре, и потом сразу принялся за рисование с натуры.

Однако натурщикам нужно было платить, потому ему пришлось поступить в художественную школу, чтобы иметь возможность писать их бесплатно. Но даже там он своевольничал, чем раздражал преподавателей. Однажды рисуя с натурщицы Венеру Милосскую, написал её формы пышными и реалистичными, какие и были на самой натурщице. Преподавателю это очень не понравилось, на то Ван Гог ответил: «вы наверняка даже не знаете, как на самом деле выглядит обнажённая молодая женщина, если она будет совсем худосочная, то не сможет родить и выкормить ребёнка». А спустя два месяца он покинул учебное заведение, так на всю жизнь и оставшись очень талантливым самоучкой.

Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Рулена

Обычно бывает так, что художники, не согласившись с требованиями и морально устаревшими догматами, которые им навязывает учебное заведение, просто покидают его. Самый явный и показательный пример — знаменитый бунт четырнадцати, когда молодые и талантливые выпускники Академии художеств, среди которых были Константин Маковский и Иван Крамской покинули это учебное заведение, что никак не прибавило ему положительной репутации. Но имелись и случаи совершенно обратные — студента, несмотря на всё желании руководства, выгнать не получалось. Речь идёт о Михаиле Ларионове — основоположнике лучизма и первопроходце русского авангарда. Четыре года он вполне добросовестно учился в Московском училище живописи и ваяния, а потом решил по-настоящему проявить себя. Он написал очень много рисунков, которых хватило и для персональной выставки. Они даже не помещались на стенах, и в комнате, где их Ларионов выставил на суд зрителей, они лежали на всех поверхностях — столах, подоконниках и даже стульях. Зрители были немало заинтригованы, но вначале в комнату вошла комиссия училища, пробыла она там недолго, а потом её представители вышли, не сказав ни слова, и велели секретарю закрыть дверь и опечатать. Оказалось, что некоторые работы они сочли слишком откровенными, непригодными для показа широкой публики.

Михаил Ларионов. Лежащая обнажённая

Ларионова отстранили на полгода от учёбы, но тот оказался очень упорным и настойчивым. Он всё равно приходил на занятия, несмотря на все запреты. Наконец, терпение преподавателей иссякло, ему купили билет до дома и велели не возвращаться. Ларионов всё равно ухитрился окончить это училище.

Михаил Ларионов. Автопортрет

Кузьма Петров-Водкин до того как стать художником решил поступить в Самарское железнодорожное училище. Там нужно было сдать экзамен по истории, и тут Кузьма отличился не на шутку. В своих воспоминаниях он с юмором впоследствии описывает этот монументальный труд: «нужно было кратко изложить всю историю России. Я начал чересчур издалека — жили полудикие люди в землянках и ямах, страдали от холеры, занимались промыслами, охотились за пушным зверем и пили водку, чтобы не замёрзнуть и жизнь им казалась веселее. Потом на них напали татары-разбойники во главе с Мамаем, брали с них дань и на эти средства строили города. В городах главными стали князя, которые между собой затеяли нешуточную междоусобицу. Тут мне стало грустно от столь печальной картины, но я решил продолжать, тем более что дальше было уже легче. Я написал, как люди русские объединились вокруг Москвы, дали отпор полякам, а там и Пётр первый уже стал царём и прорубил окно в Европу. Но тут время, данное на написание сочинения, иссякло и мне пришлось его сдавать незаконченным.

На том я и провалился, а преподаватель из приёмной комиссии заявил: «Этак, ты молодой человек, и поезд в яму загонишь, как русский народ загнал и оттуда он уже не выберется».

Но уже до этого неудачного экзамена Петров-Водкин твёрдо решил стать художником, потому о его результате и не беспокоился.

Кузьма Петров-Водкин. Полдень. Лето

Но не только были неординарные ученики, были и «странные преподаватели», которые вызывали немалую критику у своих коллег, хотя и небезосновательно заслужили признание своих студентов. Томас Икинс преподавал в Академии искусств Пенсильвании и через 6 лет стал директором этого учебного заведения. Студенты в нём души не чаяли, поскольку он был новатором, не заставлял их постоянно рисовать гипсовые слепки, а наскоро научив писать карандашом настоятельно рекомендовал писать красками, поскольку художник должен видеть мир в цвете. Для написания человеческого тела, чтобы лучше изучить анатомию и движения человека, велел использовать фотографии.

Томас Икинс. Уильям Раш и его модель

Однако главная критика связана с «непристойным поведением». Всё просто — тогда девушкам нельзя было писать обнажённых мужских натурщиков, а там, где девушки и юноши занимались вместе, натурщики обязательно надевали набедренную повязку.

Томас Икинс. Приветствие

Однажды Икинс набедренную повязку с натурщика снял — нужно же было показать как на самом деле требуется писать мужское тело и его уволили из академии. Но многие студенты были настолько преданы своему любимому учителю, что ушли вместе с ним, учредили свою художественную организацию и мастерскую, где Икинс и преподавал.


Профессиональные художники и начинающие мастера своего дела выставляют на показ и на продажу свои картины на сайте маркетплейса artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!