ru
ru
Главная | Арт блог | Непристойные рисунки — в массы. Как обстояло с этим дело раньше?
Назад
Непристойные рисунки — в массы. Как обстояло с этим дело раньше?

Непристойные рисунки — в массы. Как обстояло с этим дело раньше?

Поделиться в соц сетях:

В нынешнее время непристойными картинками уже мало кого удивишь, да и настоящий интерес они вызывают больше у юнцов. Просто с появлением интернета всё это стало уж слишком доступным, а потому и утратило свою ценность, да качество большинства подобных творений не выдерживает никакой критики и уж тем более они не могут быть отнесены к искусству. Однако раньше всё было не так, «рисунки для взрослых» продавались гораздо дороже, нежели обычные картины, а их созданием не гнушались заниматься даже известные художники. Об истории «взрослых картинок» в живописи мы и поговорим в этой статье.

Рафаэль Санти. Триумф Галатеи. Фрагмент: похищение

Массовое распространение «рисунков для взрослых» в Европе началось с изобретением Иоганном Гутенбергом в 1440 году первого печатного станка. Разумеется, первоначально всё это было придумано и использовалось для распространения Библии, часослова и житий святых, но постепенно с развитием книгопечатания дело дошло и до светских книг и гравюр. Ушлые книгопечатники быстро смекнули, что за картинки для взрослых можно просить куда дороже, потому подпольно и выпускали их, привлекая к их гравировке настоящих художников и гравёров, в частности, Агостино Карраччи (1557–1602). Он часто делал копии с известных картин Тинторетто «Распятие» и «Святой Иероним», некоторых работ Федерико Баротти, Корреджо и прочих художников, но прославился не ими, а собственными картинками, которые были далеки от богоугодных.

Агостино Карраччи. Юпитер, обнимающий Юнону

Свою деятельность не слишком афишировал, вполне обоснованно опасаясь попасть в руки инквизиторов, но нужные люди о них знали. Разумеется, подобные работы в то время стоили дорого, были нелегальны, но постепенно распространялись и среди простого народа, а не только избранных аристократов. Всё это всерьёз обеспокоило церковнослужителей и некоторых гуманистов.

Антонио Карраччи. Всё побеждает золото.

В эпоху Ренессанса ню стали писать и многие куда более знаменитые художники, даже Рафаэль и Боттичелли. Это были своеобразные отсылки к античности, культу красоты обнажённого тела. Впрочем, многие подобные работы всё же писались исключительно на заказ, предназначались для «созерцания молодых мужчин-аристократов». Ну и в самом деле, возможность похвастаться подобной картиной перед близкими друзьями для состоятельных отпрысков знаменитых семей дорогого стоила и свидетельствовала о безусловной принадлежности к элите. Но при этом хорошим тоном считалось только восхищаться мастерством художника, не поддаваясь никаким физическим желаниям. Это чистое творчество, интересное добропорядочным господам, а не похабные картинки для тоскующих без женщин моряков.

Рафаэль Санти. Три грации

Впрочем, и для моряков было немало продукции попроще, но тема обычно была неизменна — всевозможные обнажённые богини и наяды, но уж ни в коем случае не обычные люди. Считалось, что допустимо изображать обнажёнными только несуществующих в реальности персонажей, потому картины Франсиско Гойи «Маха обнажённая» и Эдуарда Мане «Олимпия» впоследствии вызвали такой скандал.

Эдуард Мане. Олимпия.

Однако и имеющихся богинь, наяд и некоторых библейских персонажей, таких как Ева, Далила и Юдифь хватало, чтобы написать множество женских ню на самые разные темы — заклеймить грехи гордости, вожделения, неуёмного любопытства и похоти и воспеть добродетели любви, плодородия и христианского брака.

Тициан. Венера Анадиомена

Сами церковники с удовольствием заказывали ню для себя и нужд церкви, но одно дело — благочестивые отцы, а другое — обычный народ, далёкий от святости. Потому и боролись с печатной продукцией подобного толка, правда, обычно безуспешно.

«Купание Вирсавии» из «Часослова Людовика XII»

Некоторые художники, например, Джулио Романо, который учился у самого Рафаэля, специализировались на нескромных картинах, которыми расписывали дворцы местной знати.

Маркантонио Раймонди по мотивам Джулио Романо, гравюра из серии «I Modi» (XVI век).

Но вот другому художнику Маркантонио Раймонди не повезло. За скопированную им серию гравюр «Любовные позы» его посадили в тюрьму. Однако запущенный процесс уже было не остановить.


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!