ru
ru
Главная | Арт блог | ​Неоднозначная картина Валентина Папко, в которой он допустил немало откровенных ляпов. Где грань между китчем и творческим видением художника в искусстве?
Назад
​Неоднозначная картина Валентина Папко, в которой он допустил немало откровенных ляпов. Где грань между китчем и творческим видением художника в искусстве?

​Неоднозначная картина Валентина Папко, в которой он допустил немало откровенных ляпов. Где грань между китчем и творческим видением художника в искусстве?

Поделиться в соц сетях:

Валентин Фёдорович Папко (1939 - н. в.) — художник-монументалист, оформивший многие здания на Кубани и написавший немало картин. Правда, ему так и не удалось перерасти статус «провинциального художника», а его картины выставляются преимущественно в местных музеях, и на то имеется вполне объективные причины. Об этом художнике и его одной из самых известных картин, в которой он допустил немало ляпов, мы и поговорим в статье, а заодно коснёмся вопроса: «должен ли художник-реалист писать правду жизни или ради художественного эффекта может и исказить очевидные вещи?».

Будем жить

Папко родился в Краснодарском крае и с детства ему пришлось испытать все тяготы Великой Отечественной войны. Его мама в первый год войны тяжело заболела тифом, маленький Валя, которому тогда было три года, находился при ней, и ему здорово повезло, что он не заразился и остался жив, поскольку станица, где они жили, находилась под оккупацией немцев и на хорошую медицинскую помощь рассчитывать не приходилось. Но после они перебрались в Тихорецк, где у родственников вполне благополучно прожили до окончания войны.

Добредут ли?

Рисовать Валя начал с детства, а когда пошёл в школу, мог отлично копировать рисунки и репродукции картин известных художников. Отец, благополучно вернувшийся с войны, заметил эту тягу к творчеству и покупал ему масляные краски, чтобы Валя мог писать как настоящий художник. На его творческое становление большое влияние оказал один случай, увиденный в детстве. Неподалёку расположился цыганский табор, однажды цыган за что-то очень сильно осерчал на свою молодую жену и погнался за ней с плетью. Валя видел, как истерически крича, бежала босиком по снегу молодая женщина, за ней гнался муж и со всей силой хлестал её плёткой. Селяне безучастно смотрели на эту сцену — чужие дела табора их не касались, а муж имеет право учить и наказывать свою провинившуюся жену, пусть даже эти действия шли вразрез с Уголовным кодексом.

Утро в деревне. Новая пора в жизни.

Он искренне сочувствовал женщине, но одновременно страстно захотел написать подобную сцену. Однако ничего не получалось, писать по памяти оказалось намного сложнее, чем копировать уже увиденное, не хватало базовых знаний. Возможно, именно в этот момент Папко и решил стать художником. Он учился в Пензенском училище им. Савицкого, но через пару лет перевёлся в Краснодарское художественное училище, поближе к молодой жене. Однако полученных знаний в провинции ему показалось недостаточно, и Папко закончил обучение в Москве. Правда, пришлось ещё два года служить на флоте. Папко вспоминал, что после целого дня обычной службы, ему, когда все сослуживцы уже отходили ко сну, приходилось оформлять клуб, а ночью ещё писать этюды, уже для себя. Однажды увидел в журнале заметку о Гелии Коржеве и решил, что заканчивать обучение будет только у него, поскольку полностью разделял его творческое видение и желание писать правду жизни, пусть даже суровую и неприглядную.

Ушедшее лето

А потом была работа в Краснодаре, где Папко в советское время создал немало мозаик и картин на общественных зданиях, многие из которых сохранились до сих пор. Но отдавая должное его мастерству и трудолюбию несколько удивляет его картина «Даже не снилось. Утро 22 июня 1941», написанная в 2011 году.

Даже не снилось. Утро 22 июня 1941

На ней изображена советская семья — молодая жена, муж и маленький ребёнок, которые спят крепким утренним сном, а на их деревню уже летят вражеские самолёты, готовые сравнять её с землёй. Но несмотря на трагизм происходящего, картина напоминает современные сериалы о войне — смотришь и не веришь своим глазам. Сами самолёты так низко к земле и в таком количестве, понятное дело, летать не могли, но отнесём это к элементу художественного вымысла, подчёркивающего трагизм происходящего. И почему нет ни деревца, ни травинки во дворе — если бы дело происходило на Ставрополье, то это вполне объяснимо, там жуткая жара и уже к концу июня трава может пожухнуть, но деревушка скорее всего, находится в Белоруссии, где на недостаток деревьев и травы летом никто никогда не жаловался.

Над рекой

И почему такое огромное окно, под которым стоит кровать? Раньше ради сохранения тепла и из-за своей высокой стоимости окна делали небольшими и узкими. Вообще кажется, что вначале художник написал обычное окно, но потом, недовольный полученный эффектом, добавил ещё две створки по краям. И уж точно вся семья должна была проснуться от гула самолётов, но почему-то все мирно спят. Все эти нестыковки и снижают трагизм происходящего, низводят его до уровня дешёвого сериала. Возможно, это просто не самая удачная картина художника — у всех бывают ошибки, но слишком уж она показательная в плане психологии и отношения к своему делу. А как вы считаете, имеет ли право на существование такое видение художника, которое отдаёт откровенным китчем — пишите в комментариях.


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!