ru
ru
Главная | Арт блог | ​Нагие грешники в самых вычурных позах. Зачем Босх их написал и какие смыслы заложил в свою картину «Сад земных наслаждений»?
Назад
​Нагие грешники в самых вычурных позах. Зачем Босх их написал и какие смыслы заложил в свою картину «Сад земных наслаждений»?

​Нагие грешники в самых вычурных позах. Зачем Босх их написал и какие смыслы заложил в свою картину «Сад земных наслаждений»?

Поделиться в соц сетях:

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — картина по-настоящему сложная и многогранная, своеобразное послание из XVI века, в котором множество интересных скрытых смыслов и завуалированных образов. Однако знающий человек может её читать как открытую книгу, все образы, которые сейчас выглядят странно и сюрреалистически, для образованных современников Босха были понятными и логичными, хотя и они искренне восхищались богатой фантазией художника. Разберём, что же на самом деле написал Босх и постараемся приоткрыть некоторые тайны этой выдающейся картины.

Сад земных наслаждений

На левой створке триптиха, которая живописует Рай, написан фонтан жизни — источник всего сущего на земле, однако он осквернён совой, которая символизирует ересь и тьму. Это идея, что жизнь сама по себе уже греховна и грех всегда сопровождает человека, просто из-за факта его существования.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Бог держит Еву за руку, которая при этом скромно потупилась, а рядом Адам, с желанием и восхищением смотрящий на прекрасную Еву. И вот тут уже критика в сторону прекрасной половины человечества.

Получается, Ева уже вкусила запретный плод и познала стыд, иначе просто нечему было стесняться, даже такому библейскому посылу как «Плодитесь и размножайтесь», на что намекают кролики, являющие символом плодовитости. То есть Босх думал, что женщины изначально порочны по своей природе, впрочем, его взгляды разделяли многие мужчины в то время, даже самые просвещённые.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Рай на картине Босха совсем не походит на канонический — хищники там охотно поедают своих жертв, да и чёрные птицы, являющиеся символом греха, пролетают длинной вереницей через полое яйцо, которое символизирует пустую душу безбожника.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Грех существовал уже в раю, иначе бы Ева просто не смогла его познать — невозможно узнать про то, чего нет. Так-то Босх показал себя ещё и критически мыслящим философом, а не религиозным догматиком.

Сад земных наслаждений. Центральная часть

На центральной части картины множество изображений обнажённых грешников в самых вычурных позах. Есть мнение, что Босх был членом секты Адмитов — ребята те являлись большими затейниками по части чувственных удовольствий, а многие обряды проводили в природном, первозданном виде. Но, скорее всего, это только версия, времена тогда были строгие, инквизиция жестоко преследовала всех сектантов, а Босх всё же слишком умён и набожен, чтобы вступить в какую-то секту.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Босх написал грешников без одежды, чтобы точнее отразить их пороки и грехи, как саму человеческую природу невозможно скрыть под фиговыми листами благообразных одежд и видимых приличий.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Кстати, клубника символизировала распущенность, потому и грешники изображены с этими гигантскими ягодами. Так-то смысл «клубнички» идёт из глубины веков, хотя мало ассоциируется с картинами Босха.

В центре картины изображён фонтан вечной молодости, вокруг которого четыре странных сооружения, обозначающие стороны света.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Босх уже в то время довольно скептически относился к астрологии, потому и изобразил целую кавалькаду всадников на различных, чаще всего совершенно неприспособленных для езды, животных и мифических существах вроде единорогов, которые движутся против часовой стрелки, то есть вопреки естественному порядку вещей.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Прозрачные сферы по Босху символизируют эгоизм, люди, как эти любовники просто живут в своём мире, а до всех остальных им нет никакого дела.

Сад земных наслаждений. фрагмент

Но и долго их отношения продолжаться не могут, согласно старой поговорке «Нет ничего менее долговечного, чем стекло и любовь»

Но особенно Босх дал волю своей фантазии, работая над правой створкой триптиха, изображавшую ад. В центре — меланхоличное чудовище, совершенно невозмутимое, хотя внутри его полого древесного тела некоторые грешники устроили настоящую пивную, которая привлекает совершенно странных и отталкивающий персонажей, вроде мужчины, поднимающего туда по лестнице.

Сад земных наслаждений. Меланхолическое чудовище

Всё это — попытка Босха заклеймить пьянство, как один из самых страшных грехов. И действительно, алкоголик становится совершенно равнодушным к жизни, его не интересует ничего, кроме бутылки.

Босх не слишком уважал музыку и музыкантов, по его мнению, которое в те времена разделяли многие, она хороша лишь в трактирах и для танцев перед любовным свиданием, потому это легкомысленное развлечение, недостойное серьёзных мужей.

Сад земных наслаждений. фрагмент

А уж если музыканты исполняли музыку совместно, как в современном полифоническом оркестре, то это явный грех. Потому Босх и изобразил музыкальные инструменты, как настоящие орудия пытки и дело не только в качестве извлекаемой из них музыки


Купить картину в подарок или собрать коллекцию современной живописи, графии, фотографии вы можете на сайте галереи artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин


Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!