ru
ru
Главная | Арт блог | Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова
Назад
Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова

Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова

Поделиться в соц сетях:

Немного застенчивый, обладающий особый обаянием горбун не был приверженцем определенной школы. Он не стал одним из академистов, авангардистов или передвижников. В его работах прослеживалась удивительная чистота, нежность, нотка меланхолии и грусти, мечтательность. Именно таким предстоит поклонникам творчество художника, которого иногда причисляют к символистам. Виктор Борисов-Мусатов вызывал приятные эмоции даже у известных современников, Андрей Белый его называл «нежным и тончайшим» горбуном. Он был способен подать прекрасное с удивительным чувством такта, тонкостью, без попытки навязать мораль, не доходя до пошлости и излишеств.

Беседа

Рассматривая работы Борисова-Мусатова так и возникает желание восторгаться красотой увиденного.

С чего всё начиналось

Ещё деду будущего художника были знакомы все тяготы крепостного права. Он был крепостным помещика Шахматова в саратовской губернии. Когда крепостное право отменили, отец художника стал камердинером помещика, побывал с ним в нескольких европейских столицах, в том числе жил в Париже. В супруги он выбрал дочь собственника мастерской по переплету и живописи, а сам освоил профессию бухгалтера и ушёл служить на железную дорогу.

Четверо первых детей супругов не выжили, зато пятый мальчик стал отрадой для родителей и был наречён Виктором. Вот только к трём годам ребёнок стал замкнутым, плаксивым, неудачно упал и у него стал расти горб. Благодаря новым методам ортопедического лечения ребёнок стал снова весёлым, а рост горба остановился, но не исчез. Всю жизнь художник страдал от воспаления позвонков и болей, которые переросли в костный туберкулёз.

Автопортрет с сестрой.

Спасение в грёзах и красках

Мечтания и любимое рисование стали частью жизни Виктора с юных лет. Он добирался до небольшого острова на Волге, брал краски и создавал свои первые шедевры. Он был одновременно энергичным, стеснительным, но обаятельным и милым ребёнком, таким остался и во взрослые годы.

Будучи учеником реального училища в Саратове, Виктору посчастливилось встретиться с преподавателем Василием Коноваловым. Он как раз недавно завершил обучение в Академии художеств Северной столицы и заметил талант мальчика. Сначала он сам обучал Мусатова, а после будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Одиночество

Останавливаться на достигнутом Мусатов не стал и поступил в питерскую Академию художеств, учиться у Павла Чистякова. В Академии он уже учился как Борисов-Мусатов, чтобы избежать путаницы. Климат Северной столицы не подходил болезненному художнику, и ему пришлось вернуться на обучение в Москву, поступив к Поленову.

Первые успехи

Несмотря на слабое здоровье, художник активно путешествовал, побывал на Кавказе, в Крыму, в Париже. Средства для путешествий он получил, продав картину «Майские цветы», которая пришлась по вкусу великой княгине Елизавете Фёдоровне. Она купила работу студента за сто пятьдесят рублей, посчитав её близкой по стилю к творчеству Серова.

Майские цветы

В столице Франции Виктор учится у Кормона, посещает Лувр, оценив работы классиков, в том числе Ватто, Боттичелли и Пьера Пюви де Шаванна. В ученики последний его не взял, поскольку был уже слишком стар.

На родину Борисов-Мусатов вернулся состоявшимся художником с уникальным стилем. Теперь он пишет старинные усадьбы, любит изображать платья с кринолинами и предаётся мечтам о прошлом, где есть место прекрасным дамам. Глядя на его работы «Былое», «Парк погружается в тень» можно отчётливо проследить характерные лирические мотивы. Теперь художник выбирает темперу, а не пишет маслом.

Парк погружается в тень

Такое направление стало переходным к фреске, создавало иллюзию монументальной и масштабной росписи в стиле Пюви-де-Шаванна. Мечты о масштабном проекте были близки. Для богатой фабрикантши Дерожинской как раз строили особняк в Кропоткинском переулке, работу проводил архитектор Шефтель. Роспись гостиной архитектор хотел доверить Борисову-Мусатову, художник даже создал эскизы «Времена года». Вот только заказчица не оценила работы Виктора, отказавшись от сотрудничества, а сами эскизы сохранились в Третьяковке.

Талантливому художнику был всего тридцать один год, когда он обрёл счастье в лице Елены Владимировной Александровой. Он был давно в неё влюблён и получил согласие на предложение руки и сердца. Теперь рядом была соратница, помощница, талантливая художница. Именно она и сестра Виктора появились на его главных полотнах.

Борисову-Мусатову всегда позировали его супруга, младшая сестра и лучшая подруга Надежда Станюкович, которые на его полотнах представали в образе прекрасных дам. На «Гобелене» можно увидеть Анну Воротынскую, которая была его неразделённой любовью.

Гобелен

Тогда в творчестве художника появляются новые оттенки, сформировалась уникальная фактура и манера написания картин. И всё же раскрыть и продемонстрировать её колорит в полную меру он не успел. Всему виной оказалось слишком слабое здоровье, которое не позволило яркому дарованию раскрыться в полную меру.

До момента, когда его оценит Андрей Белый, общество «Голубая роза» пройдёт ещё немного времени. А пока Борис-Мусатов бедствовал, потратил финансы на ненужные эскизы, проводил время с супругой и дочерью в Тарусе на даче Цветаевых. Утро. Осень. Совсем молодой художник ушёл из жизни.

Истинный талант художника признают позже, а его дочь Марианна пойдёт по стопам рано ушедшего и так и не дождавшегося внимания публики при жизни отца.


Купить картину, фотографии от современных авторов можно на сайте галереи artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!