ru
ru
Главная | Арт блог | Мастер непристойных гравюр сюнга и портретов изысканных красавиц. Китагава Утамаро.
Назад
Мастер непристойных гравюр сюнга и портретов изысканных красавиц. Китагава Утамаро.

Мастер непристойных гравюр сюнга и портретов изысканных красавиц. Китагава Утамаро.

Поделиться в соц сетях:

Китагава Утамаро (ок. 1753 – 31 октября 1806) — японский художник, известный своими «картинами красавиц» — погрудными портретами полуобнажённых гейш и представительниц «сливового мира», то есть обитательниц домов терпимости.

Женщина и кошка

Впрочем, не чурался он гравировать и непристойные картинки «сюнга», совсем не считая это «низким жанром», да и эти его работы совсем не напоминали фантазии прыщавого юнца, они отличались, насколько вообще это возможно в данном жанре, своеобразными художественными достоинствами, яркими красками и эстетикой.

Утамаро делал наиболее дорогие гравюры нисики-э — полноцветные изображения на золотом или серебряном фоне, тщательно отображал эмоции персонажей, однако их самих рисовал достаточно схематично, зачастую лишая индивидуальных особенностей. Например, его красавицы — это женщины с изысканной причёской шимада, с маленьким ртом, в ярком нарядном кимоно, или без оного и тонкими вздёрнутыми бровями. Но именно они отождествляются с представлением о классической японской гейше в то время.

Гребень

Утамаро всю свою сознательную жизнь восхищался женщинами, потому и изображал их на своих гравюрах укиё-э особенно часто. В поисках подходящих моделей он часто захаживал в дома терпимости и чайные дома, где был желанным гостем. Однако, учитывая схематизм его гравюр, возникает логичный вопрос — а зачем ему вообще новые модели, если все его красавицы примерно на одно лицо? Возможно, в общении с куртизанками и гейшами и созерцании их красоты он черпал вдохновение, а, скорее всего, ему нравилось просто весело проводить время в их компании, а творчество давало отличный предлог делать это почаще. Не случайно его имя Китагава в переводе с японского означает «река обильного счастья».

Куртизанка

Данных о детстве и отрочестве художника не слишком много, но предполагается, что его отец был владельцем «чайного домика», потому сам будущий художник на всю жизнь сохранил любовь к этим заведениям, где всё для него было привычным и понятным.

Три красавицы наших дней

Впоследствии Утамаро семь лет учился у мастера Торияма Сэкиэн, а когда, наконец, закончил обучение, то поначалу не слишком преуспел в создании чего-то нового и действительно ценного в искусстве, словно бы ему нужно время, чтобы полностью раскрыться как художнику. Это произошло, когда Утамаро исполнилось уже 40 лет, то есть по европейским меркам он должен считаться уже состоявшимся мастером, которому уже не нужно ничему учиться новому, скорее учить самому. Но в Японии другое отношение к живописи — художники рассматривают её как путь к совершенству в течение всей жизни, не случайно знаменитый Хокусай говорил, что лишь в 100 лет он сможет обрести истинное мастерство. До 100 лет Хокусай так и не дожил, но всё равно, создал немало замечательных гравюр.

Хокусай. Большая волна в Канагаве

Утамаро начинал карьеру художника с самых низов — дешёвых картинок к театральным постановкам и сборникам различных иллюстраций. Но постепенно достиг высокого мастерства в этом деле, а его гравюры, по которым напечатаны альбомы рисунков «Книга насекомых» и «Книга птиц» восхищают искусствоведов и любителей японской живописи укиё-э до сих пор.

Книга птиц

А в 1771 году Утамаро, наконец, нашёл свою нишу — гравюры с изысканными красавицами, причём он впервые в японской живописи стал писать их портреты, а не привычные до этого изображения в полный рост. Это позволило точнее отражать их эмоции и внутренний мир, который часто ускользал в обычных гравюрах укиё-э.

Ныряльщицы за жемчугом

Он стал работать с лучшим в Японии издателем Дзюндзабуро, и создавать дорогие полноцветные гравюры на основе из слюдяного порошка, придававшего им особенный серебристый или золотой блеск. Его гравюры отличались впечатляющими узорами на кимоно гейш и особенной тщательностью прорисовки, которые раньше были недостижимы для японской ксилографии.

Холодная ванна

Утамаро создавал и непристойные картинки сюнга, настолько откровенные, что все европейцы относили их к порнографии. Но для японцев они были в порядке вещей и пользовались хорошим спросом.


Купить подарок - Современная живопись, графика, фотография, изделия ручной работы на сайте artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!