Русский художник-иллюстратор Иван Билибин, написавший немало замечательных картин и особенно прославившийся своими иллюстрациями к русским сказкам, был трижды женат, и далеко не все эти браки стали счастливыми. Впрочем, виноват был в этом и сам художник — он мог по-настоящему самоотверженно заботиться о женщинах, с которым его свела судьба, так и беспросветно пить по-чёрному, не думая о последствиях, и даже обменял в итоге на бутылку свою семью. О непростой личной жизни Ивана Билибина мы и расскажем в этой статье.
Борис Кустодиев. Портрет Ивана Билибина
Иван Билибин был человеком весёлым и остроумным, он, будучи ещё учеником великого русского художника Ильи Репина, часто веселил своих товарищей, особенно когда Репин куда-либо отлучался. В мастерской Репина он и познакомился с очаровательной девушкой Машей Чемберс. У них родилось двое сыновей, которые вполне преуспели в жизни — Александр стал художником, а Иван — журналистом. Правда, союз двух творческих людей долго не продержался — спустя восемь лет они стали жить отдельно, хоть и формально числились в браке. А когда Саша заболел скарлатиной с серьёзными осложнениями, с ним поехала в Швейцарию его мама, и больше назад в Россию не вернулась. Так-то своих сыновей от брака с Машей Чемберс после того отъезда жены Иван Билибин практически не видел.
Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"
А Иван Билибин тогда встречался с Рене О`Коннель, своей ученицей в обществе поощрения художников. У них много общего — Рене, как и Билибин, увлекалась русской стариной, создавала театральные декорации в славянском стиле, была экспертом в области русского народного костюма и консультировала Билибина, когда он рисовал свои знаменитые иллюстрации к русским народным сказкам.
Юная Рене О`Коннель
В 1912 году она стала гражданской женой Ивана — обвенчаться по-настоящему, в церкви они не могли, из-за формально не расторгнутого брака с Марией Чемберс. Билибин искренне любил Рене О`Коннель, посвятил ей свою сказку и называл «Червонная дама». Но при этом часто закладывал за воротник, обожал весёлые компании и разговоры с пьяными песнями до утра. Родившейся в Париже ирландке Рене подобные застолья были в тягость, она устраивала скандалы, а однажды, устав от бесконечных пьянок мужа, поставила жесткий ультиматум — Билибин должен целый год не пить, иначе она уйдет от него. А вот если он сумеет продержаться этот срок, то Рене будет жить с ним и дальше, терпеливо снося весёлую жизнь своего мужа. В свидетели призвали друга Билибина Степана Митусова. Но Билибин не выдержал — заложил за воротник, а потому Митусов, несмотря на дружбу, заявил, что должен обо всём рассказать Рене О`Коннель. Билибин не хотел расставаться с гражданской женой, но слово чести было дороже.
Пир. Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина
В 1917 году Билибин, спасаясь от революционных волнений, переехал в Крым, снял небольшой домик, жил тихой и приятной жизнью — писал местные пейзажи и пил местное вино. Там же встретил своего друга писателя Евгения Чирикова, у которого подрастали две дочки. В старшую Людмилу он влюбился и даже ощутимая разница в возрасте не была помехой чувствам.
Портрет Людмилы Чириковой
Родители девушек, спасаясь от большевиков, поехали в Европу, оставив своих дочерей на попечении Билибина. Он заботился о них, как о своих детях, а когда они заболели тифом, из кожи вон лез, чтобы найти лекарства и обеспечить должный уход. Благодаря его стараниям, они выздоровели и решили уплыть вслед за родителями в Европу. С ними был и Билибин — слишком сильны чувства, испытываемые им к Людмиле, хоть они и являлись пока безответными. Плавание было ужасным — судно оказалось переполненным, стояла адская жара, а на борту выявили тиф. Стамбул и Кипр пароход принять отказались, пришлось плыть в Египет. Измученный всем этим Билибин беспробудно запил, обменяв имеющиеся у него золотые побрякушки на вино.
Улочка в Каире
Но потом он устроился в Каире, нашёл заказчиков на свои картины. Ему помогала Людмила, которая была глуха к попыткам завязать с ней отношения, однако ходила в мастерскую Билибина как на работу. А после уехала к своим родителям в Европу.
Билибин вновь беспробудно запил, но вскоре получил письмо от своей давней знакомой Шурочки Щекотихиной. Он понял, что можно жениться на ней — она, как и Билибин смертельно устала от всех треволнений судьбы, рано овдовела и мечтала о тихой семейной жизни с творческим человеком.
А. Щекатихина-Потоцкая, 1925 год
И Щекотихина ответила согласием — ей очень надоело жить в холодном и голодном послереволюционном Петербурге и стоять в очереди за скудными пайками. Но нужно было ещё выбраться из России.
Но вскоре ей посчастливилось поехать в зарубежную командировку от завода, где она работала. Обратно Щекотихина не вернулась — из Германии, вместе со своим шестилетним сыном, она отправилась в Каир к Ивану Билибину.
Иллюстрация к сказке «Иван-царевич и Серый волк»
Щекотихина была женщиной властной и волевой, пить слишком много Билибину не давала, что явно шло на пользу и самому художнику. Она сама умела неплохо рисовать, разрисовывала всевозможные фарфоровые изделия, так-то это был достойный творческий тандем. А Билибину, наконец, удалось найти подходящую для себя женщину, с которой он и прожил счастливо остаток своей жизни.
Купить подарок ручной работы, картину, предметы декора интерьера - в каталоге маркетплейса artalebrio.com
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи