ru
ru
Главная | Арт журнал | Каждый советский школьник видел работы Ксении Успенской. Изумительные детские портреты художницы.
Назад
Каждый советский школьник видел работы Ксении Успенской. Изумительные детские портреты художницы.

Каждый советский школьник видел работы Ксении Успенской. Изумительные детские портреты художницы.

Поделиться в соц сетях:

К соцреализму у многих современных художественных критиков достаточно скептическое отношение. На их взгляд, сложно отнести к настоящему искусству стандартные, чисто технические работы, воспевающие преимущества советского строя перед загнивающим капитализмом, все эти многочисленные изображения передовиков производства, помпезные парады на Красной площади как на картинах Юона, или сцены сельских праздников, написанных Пластовым, в существование которых не верил и сам художник. Хотя у Юона и Пластова есть совершенно изумительные работы, написанные не по заказу, а от души — по ссылкам можно прочитать статьи о этих художниках и их лучших картинах.

Поэтому соцреализм бывает разный, в лучших своих проявлениях он ничем не уступает любому другому художественному направлению, будь то импрессионизм, авангард, сюрреализм и прочие. Искусство должно быть для народа, а следовательно, простым и понятным — под этим лозунгом и творили большинство советских художников и, по большому счёту, только так можно было преуспеть в профессии.

В этой статье мы расскажем о художнице, чьи работы разительно отличаются от классического восхваления советской действительности, но тем не менее они были вполне востребованы, получали положительные отзывы всех художественных критиков, а одну её картину видел каждый советский школьник. Имя Ксении Николаевны Успенской занимает достойное место в российской истории искусства и живописи.

В советские годы многим приходилась писать сочинения, темой которых становились репродукции картин. Достаточно было открыть учебник «Родной речи», чтобы найти работу художницы с красноречивым названием «Не взяли на рыбалку».

«Не взяли на рыбалку»

Казалось бы, ничего особенного, маленького мальчика старшие ребята не взяли с собой на рыбалку, но сколько светлых эмоций вызывает эта картина, сразу вспоминается собственное детство, наверняка с каждым была такая же или похожая ситуация, но со временем обида от подобной несправедливости ушла, осталась лишь светлая тоска по безвозвратно ушедшему времени.

Композиционно картина практически безупречна, ситуация жизненная и естественная, окрашена лёгким юмором, так-то ничего удивительного, что картину поместили в учебник, и по ней в пятом классе многие школьники писали сочинение.

Успенская нарисовала это полотно в середине пятидесятых годов прошлого века. Картина моментально привлекла внимание, и её купили для показа в Третьяковской галерее. Для ещё юной, начинающей художницы подобное внимание было лестно, являлось подтверждением признания и таланта. Практически сразу она была принята в государственный Союз художников.

Впрочем, Успенская всегда изумительно рисовала детские и подростковые портреты.

Портрет девочки летом

Возможно, дело в женском взгляде на эти работы, художница искренне любила как мама тех детей, которых рисует, и эта любовь ощущается на картинах.

Юная помощница

Моделями для картин были и её собственные дети, так-то материнские чувства совершенно естественные.

Портрет мальчика

Художница избегала тщательного прорисовывания мелких деталей, отдавая предпочтение широким мазкам кистью, в чём-то её работы схожи с импрессионизмом, в них главное — эмоции и настроение.

Загорающая девушка.

Художнице удивительно точно удалось передать все особенности лица и фигуры детей и подростков, нарисованных на картине, можно легко сказать, сколько им лет, а это одно из важных проявлений мастерства. Не случайно некоторые выдающиеся художники-портретисты отлично рисуют взрослые портреты, но тушуются перед детскими, в особо неудачных случаях дети на них похожи на уменьшенные копии взрослых с неимоверно серьёзными лицами и взрослыми пропорциями тела.

Несколько слов о художнице

Ксения Николаевна была человеком скромным, избегала публичности, редко общалась с представителями СМИ, но при этом успевала заниматься общественной деятельностью. О её работах известно даже больше, чем о жизни самой художницы.

Родилась Успенская в 1922 году. Родной город художницы — Воронеж. Она росла в интеллигентной семье отца профессора, с юных лет рисовала, увлекалась музыкой, училась в музыкальной школе, художественной гимназии и художественном училище.

Получать высшее образование Ксения решила в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Училась на факультете керамики. Успенской невероятно повезло с преподавателем, поскольку Александр Дейнека был настоящим гением в направлении соцреализма. Она активно перенимала азы мастерства, впитывала всю полученную информацию от наставника и использовала её на практике.

Портрет мальчика

Ещё будучи студенткой, художница нашла своё излюбленное направление. Изредка она писала натюрморты, пейзажи, но предпочитала портретную живопись и развивалась именно в этом направлении.

Автопортрет Ксении Успенской

Несколько лет художница работала в НИИ строительных материалов в Москве. После она предпочла вернуться в родной Воронеж. Некоторое время Успенская была преподавателем в сельхозинституте. Работала на кафедре сельскохозяйственной архитектуры. Все эти годы не забывала она и про любимую живопись, создавая новые шедевры.


Портрет девочки на пруду

С пятьдесят третьего года регулярно предоставляла работы на Всероссийские художественные выставки. Всего через пару лет с момента начала такой активности, самое известное полотно художницы было замечено.

Именно картина «Не взяли на рыбалку» считается визитной карточкой Успенской. Впрочем, она не единственная. Более сотни работ различных жанров вышли из-под кисти художницы. Удивительная особенность, но если посмотреть на лиричные работы Ксении Николаевны и её супруга живописца Василия Криворучко, можно отметить некую гармонию и единое настроение. Правда, основная масса работ Криворучко имеет историческую направленность.

У Чижовских холмов. Художник Василий Криворучко

До преклонного возраста художница работала в живописи. Отмечая свой девяностый юбилей, она говорила, что жалеет о потраченном времени. Вместо того чтобы заниматься творчеством, она слишком много работала в сельскохозяйственном институте. И хотя многие студенты, которым удалось побывать на лекциях Успенской, с благодарностью вспоминают её лекции, всё же писать картины занятие куда более творческое, нежели вдалбливать студентам основы строительства свинарников и коровников.

Юные шахматисты

Сложно поверить, что у этой женщины сил хватало буквально на всё. Она не только занималась творчеством, но и была превосходным педагогом, активной в общественной деятельности и даже стала доцентом кафедры в институте, где преподавала. А ещё несколько раз была избрана депутатом областного Совета трудящихся в Воронеже.

Более четырёх десятков работа художницы хранятся в Третьяковской галереи, часть в лондонских, вашингтонских, нью-йоркских галереях, частных коллекциях.

Каждая из работ художницы выделяется глубоким смыслом, романтизмом, духовностью. Глядя на картины Успенской, каждый может найти что-то своё, прочувствовать уникальную историю и настроение, вспомнить собственное детство и отрочество.


Большой выбор картин, фотографии, графики и товаров от handmade мастеров на artalebrio.com.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!