Гелий Коржев — настоящий классик соцреализма, писавший суровые картины, отличавшиеся глубокой психологией и драматизмом. В них не было привычной для некоторых соцреалистов лакировки действительности, Коржев больше предпочитал изображать правду жизни, путь и неприглядную, хотя, понятное дело, приходилось учитывать требования к живописи, которые были в советское время.
Старые раны
Он писал простых людей, которые не только радовались и веселились, но и страдали, но при этом искренне восхищался их готовностью идти до конца, неимоверной силой воли, желанием преодолеть все невзгоды, и не отступиться от своих идеалов.
Снайпер
Даже лирические темы на картинах Коржева отличает некоторая суровость, герои его картин совсем не похожи на безмятежных счастливцев, они просто живут, хотя их жизнь никак нельзя назвать лёгкой, умеют радоваться малому и наверняка искренне способны любить, пусть их любовь совсем не напоминает красивую сказку из романтических фильмов и сериалов.
Влюблённые
Но постепенно творчество Коржева видоизменялось, и в начале 1980-х он написал картину, которую никак нельзя отнести к соцреализму — это «Голубой огонёк». Понятное дело, в то время её выставить было невозможно, потому она хранилась у него дома, и показывал он её лишь надёжным друзьям и знакомым, которые могли оценить подобное творчество, а не донести «куда следует».
Голубой огонёк
Коржев никогда не давал объяснений, насчёт того, что написал на картине — догадайтесь сами, но если внимательно присмотреться, то видно, что пианист сидит в характерной позе, очень низко склонился над роялем, как играл Раймонд Паулс. Рядом стоит эстрадная поп-дива в бесформенном балахоне — именно так одевалась Алла Пугачёва в то время. Да и композиционно всё это напоминает их выступление во время исполнения популярной песни «Маэстро».
Но чем же так Коржеву не угодили Пугачёва и Паулс? В то время Корджеву было уже 55 лет, человеком он был старой формации и закваски, потому и эстраду предпочитал достаточно консервативную, а настоящими певицами наверняка считал Клавдию Шульженко или Людмилу Зыкину, но никак не Пугачёву, которая эпатировала своим поведением и нарядами. В конце концов, творчество настоящего художника отражает его взгляды и умонастроение, так-то тут нет ничего удивительного, что Коржев решил выразить своё отношение к эстраде 1980-х наиболее привычным для себя способом.
Бедный Йорик
В начале перестройки он стал писать серию картин про тюрликов — страшных и несуразных существ, живших своей жизнью и мелкими заботами о том, как бы набить брюхо. По мнению Коржева — это обычные люди, настолько измельчавшие и павшие духом, что мутировали и превратились в тюрликов. Тюрлики — образное отражение негативных процессов происходящих в обществе, когда величие духа, готовность к самопожертвованию во имя идеи, и крепкий внутренний стержень людей, которыми искренне восхищался Коржев на своих картинах, уступили «крысиной возне» за место под солнцем.
Адам Алексеевич и Ева Петровна
Вот только такие картины мало кому понравились в то время — Коржева критиковали. А серию про тюрликов и вообще предпочитали не замечать — ну не устраивает перестройка и рыночные отношения старого коммуниста, так какое нам до него дело, ему бы до самой смерти писать картины в духе соцреализма и ничего не менять. В 1990-е Коржев стал писать и совершенно маргинальных людей — всевозможных алкоголиков, один вид которых вызывал возмущение.
Лишённые рая
Но, к счастью, нашёл спасение и отдушину в религиозной живописи и создал серию картин по библейским сюжетам. И они у Коржева получились замечательные, возможно, лучшие в его богатом творческом наследии. Коржев, наконец, получил возможность писать именно то, что он хотел сам, не подстраиваясь ни под соцреализм, ни под бытовую текучку, а обратился к вечным темам, к базовым для каждого думающего человека понятиям о морали и нравственности, добре и зле.
Оплакивание Христа
Однако от своего сурового стиля не отступил и в религиозных картинах. Коржев писал Христа, идущего на смерть, на кресте, снятого с креста, и оплакиваемого, но никогда воскресшего — возможно, просто не верил в чудо, но легко мог поверить в самопожертвование во имя людей.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи