ru
ru
Главная | Арт-журнал | Ив Кляйн: биография, творчество, лучшие картины французского художника
Назад
Ив Кляйн: биография, творчество, лучшие картины французского художника

Ив Кляйн: биография, творчество, лучшие картины французского художника

Поделиться в соц сетях:

Кляйн - один из самых необычных, особняком стоящий художник в послевоенном европейском искусстве. Его работы представлены во многих ведущих музеях: музее современного искусства в Сан-Франциско, Нью-Йоркском музее современного искусства, музее Соломона Гуггенхайма, центре Жоржа Помпиду в Париже, музее изобразительных искусств (Кунстхаусе) в Цюрихе и других.Картины, скульптуры и другие произведения Ива Кляйна были созданы всего за восемь лет, но он успел оставить яркий след в современном искусстве. В творчестве этого художника-акциониста зарождается перформанс и концептуализм, его считают предшественником минимализма и поп-арта.

Единственный персонаж, который как-то с ним сопоставим – Марсель Дюшан. Как и Марсель Дюшан, Кляйн не столько создавал произведение, сколько придумывал бесконечно новые способы заниматься искусством, что сделало его одним из ярких, пестрых художников прошлого столетия. Искусство Ива Кляйна, ключевой фигуры во французском художественном движении Nouveau Réalisme, гораздо шире и глубже, чем просто синие монохромные картины, как принято обычно считать.

Ив Кляйн. Фотопортрет художника, 1961

Художник Ив Кляйн: биография и творчество

Ив Кляйн родился в 28 апреля 1928 года в Ницце. Его родители были живописцами и многому научили сына, хотя официального художественного образования он не получил. В молодом возрасте Ив обучался мореходству, восточным языкам и дзюдо, причем последнее надолго стало его основным источником дохода. В 25 лет Кляйн побывал в Японии и стал первым европейцем, получившим черный пояс в этом боевом искусстве.

Ив Кляйн. «Лошадь», 1949


Художник решает всерьез заняться творчеством лишь в 1954 году. К этому времени он уже создал несколько монохромов — закрашенных одной или двумя красками листов бумаги или картона. Вскоре было опубликовано два сборника таких монохромов — простых прямоугольников разного цвета, с пустыми строчками вместо предисловия. Покупатели остались в недоумении, и лишь спустя время критики назвали этот публичный жест концептуальным искусством.

Ив Кляйн. Розовый монохром (МР 37), ок. 1957

Ив Кляйн. Розовый монохром без названия, 1957

В 1957 году начался синий период в творчестве Ива Кляйна. Выставка, которая считается его началом, снова удивила публику. В галерее было семь совершенно одинаковых монохромов, но с разной ценой. Затем состоялась знаменитая экспозиция «Пустота». На нее пускали по красиво оформленным приглашениям по десять человек (желающих было 3 000), гостей угощали синими коктейлями. Внутри посетители обнаруживали лишь пустую комнату и столь же пустой музейный стеллаж. Скандал был такой, что дошел до Советского Союза. В разгромных статьях о современном западном искусстве упоминали этот случай.

Ив Кляйн. Синий монохром, 1959

Один из первых больших заказов, полученных художником – оформление фойе театра в Германии. Огромные панно, некоторые размером 20 х 7 метров, синего фирменного цвета были созданы из губок (ассоциация со зрителем). Стоит отметить, что эти полотна являются единственным публичным заказом, выполненным при жизни художника. Этот факт подчеркивает важность для Ива Кляйна сотрудничества с архитектором Вернером Рунау. Оперный театр был открыт в декабре 1959 года.

В тот же период он начинает экспериментировать с антропометриями. Это новый жанр, в котором автор устраняется от нанесения краски на холст. Вместо этого модели покрывают краской свое тело и наносят на поверхность опечатки как «живые» кисти.

Ив Кляйн. Фойе оперного театра в Гельзенкирхене, 1958

Ив Кляйн. Рельеф с губкой (RE 10), 1960

В 1958 году в Париже состоялась скандальная выставка «Пустота». Почему скандальная? На этой выставке не было представлено ни одного художественного произведения. Огромному количеству людей были разосланы приглашения синего цвета в синих конвертах. Около 3000 человек пришло, чтобы увидеть, что запланировал показать им художник. Взяв коктейли (тоже синего цвета), посетители маленькими группами заходили в свежевыкрашенное белой краской двадцатиметровое помещение, в котором не было ничего, кроме большого шкафа – Ив Кляйн выставлял зону нематериальной живописной чувствительности и сделал из этого колоссальное событие. На входят дежурили гвардейцы из ордена Святого Себастьяна в невероятном экзотическом парадном облачении.

Кляйн не только выставлял пустоту, но даже продавал ее – оплата была возможно исключительно золотом, самым чистым материалом. Этим жестом художник обнажал механизм употребления искусства внутрь – на деле посетители современных галерей приходят не впитывать искусство, а отметиться на важном мероприятия и посмотреть на знаменитого художника. Кляйн решил, что если пустота – произведение, ее можно продать. Самым знаменитым покупателем столь необычного произведения стал Альберт Камю. Покупателю выдавалось свидетельство о праве собственности. Если же покупатель соглашался поджечь свидетельство, Кляйн бросал в Сену ½ часть золота, чтобы восстановить «естественный порядок», который он нарушил, продав пустое пространство (которое теперь больше не было «пустым»). Он использовал другую половину золота, чтобы создать серию позолоченных работ, которые, наряду с серией розовых монохромов, начали разбавлять синие монохромы к концу его жизни.

Ив Кляйн. Золотой монохром (MG 28), 1960

На Каннском фестивале показали фильм, где современная жизнь представлялась нелепой и безумной, а Кляйн и его картины служили одним из примеров. От волнения у художника случился сердечный приступ, который затем повторился и привел к смерти 6 июня 1962 года. Особую драматичность этому событию придает тот факт, что всего полугодом ранее Кляйн женился на давно любимой им Ротраут Юккер (Rotraut Uecker). Их сын родился уже после смерти отца

Ив Кляйн. Космогония, 1960

Жизнь художника оборвалась всего в 34 года, но он успел многое сделать, нашел целый ряд новых приемов и техник в изобразительном искусстве. Пожалуй, больше всего он известен созданием особенного оттенка, запатентованного в 1960 году как международный синий цвет Кляйна. В творчестве этого мастера фирменный цвет появляется постоянно: в него окрашено около 200 монохромов, 180 антропометрий, множество рельефов и скульптур.

Ив Кляйн «Портрет Клода Паскаля» Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней 1962



Самые известные картины Ива Кляйна

Картины Ива Кляйна — это постоянный поиск новых материалов и творческих методов. Особую роль в них играет цвет — автор изначально оказался от линий и рисунка. Вот несколько известных и характерных для него произведений:

  • Желтый и розовый монохром (1955). Художник утверждал, что из всех видов живописи только монохром помогает достичь духовного абсолюта. Обычно он использовал один цвет, но иногда сочетал два оттенка.
  • Синий монохром (IKB 47) (1956). Классическое произведение автора, который считал синий цвет наиболее приближенным к абстракции из-за ассоциаций с безграничным небом и морем.
  • «Молчание — золото» (1960). Часть кляйновских монохромов выполнена из сусального золота. Этот материал он считал символом духовности, понятным для каждой культуры.
  • Скульптура из синей губки (SE 33) (1961). Натуральная губка — еще один материал, увлекший художника. Он сравнивал ее со зрителем, впитывающим идеи и эмоции.
  • Космогония «дождь» (COS 22) (1961). Одна из необычных техник, придуманных автором — оставлять на холсте следы дождя, ветра и пыли, чтобы сами природные стихии становились творцами.










Ив Кляйн. Желтый и розовый монохром, 1955

Ив Кляйн. Синий Монохром (IKB 191), 1962

Ив Кляйн. «Молчание — золото», 1960

Ив Кляйн. Скульптура из синей губки (SE 33), 1961


Сайт artAlebrio — удобная площадка для поиска и приобретения произведений искусства. Здесь регулярно проходят конкурсы, на которых представлены работы русских и зарубежных мастеров. Также здесь можно недорого купить картины талантливых современных художников.

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!