ru
ru
Главная | Арт-журнал | Импрессионизм в живописи
Назад
Импрессионизм в живописи

Импрессионизм в живописи

Поделиться в соц сетях:

Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление) — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.

Импрессионизм. Клод Моне. "Ирисы в саду Моне"

Импрессионисты не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве, сосредотачиваясь только на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности. Стремясь "увидеть мгновение" и отразить настроение. Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Импрессионизм. Пьер Огюст Ренуар. "Танец в Буживале"

Глядя на картины импрессионистов, кажется, что они написаны торопливыми мазками, будто художник старался как можно быстрее перелить на холст переполнявшие его эмоции. Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; картина в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола).
Импрессионизм. Клод Моне. "Впечатление. Восходящее солнце"

Одному из первых критиков импрессионизма, Луи Леруа (Louis Leroy), такая манера даже показалась небрежной. Вот он и назвал свой фельетон о Салоне Отверженных, где выставлялись картины первых импрессионистов, L'Exposition des impressionnistes, что можно перевести как "Выставка впечатленцев". Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Суть понятия сама по себе не имеет конкретного смысла или содержания. Исследователи отмечают, что методы, используемые Клодом Моне и другими импрессионистами, имели место в творчестве Веласкеса и Тициана.

Импрессионизм. Пьер Огюст Ренуар. "Бал в Мулен де ла Галет"

Особенности импрессионизма

Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:
  • сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится;
  • конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение "здесь и сейчас", с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения;

Импрессионизм. Эдгар Дега. "Звезда балета" ("Прима-балерина")

  • акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях;
  • визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости;
  • жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен.

Импрессионизм. Эдуард Мане. "В кабачке папаши Латюиля"
Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц и проституток, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки.

Импрессионизм. Эдуард Мане. "Сливовица" ("Сливовое бренди")

Пожалуй, пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. Давайте разберёмся, почему.
Импрессионизм. Альфред Сислей. "Лужайки весной"

Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд

Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен. Центральная идея направления – передать переменчивость жизни, мимолетность каждого момента. Художников часто обвиняли в отсутствии глубинного смысла в картинах.

Импрессионизм. Эдуард Мане. "Партия в крокет"

Главное оружие представителей импрессионизма – цвет. Он служил основой для передачи момента из жизни. Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением.
Импрессионизм. Камиль Писсарро. "Въезд в деревню Вуазен"

Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
Импрессионизм. Камиль Писсарро. "Бульвар Монмартр зимним утром"

Художники-импрессионисты постоянно экспериментировали с техникой. Например, чтобы исследовать свойства света и тени, Клод Моне создал целую серию картин "Стога сена". Он писал один и тот же стог сена в разное время года, суток.

Импрессионизм. Клод Моне. Стога сена

Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники.
Импрессионизм. Валентин Серов. Купание лошади. 1905

Её особенности:

  • отказ от чётких контуров;
  • отказ от детализации и прорисовки (впрочем, иногда на импрессионистских картинах часть изображения прорисована, часть — нет);
  • отказ от лессировки, то есть от нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета, что характерно для классической школы;
  • отказ от смешивания красок — это одна из ключевых особенностей импрессионистской техники.
  • раздельное наложение мазков;
  • использование этюдных мазков — энергичных, крупных;

Импрессионизм. Александр Гермасимов. После дождя. Мокрая терраса. 1935

Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния.


Импрессионизм. Эдгар Дега. "Голубые танцовщицы"

Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.

Импрессионизм. Клод Моне. Большой канал в Венеции. 1908

Художники-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура — полураствориться в пелене тумана или дождя.


Импрессионизм. Клод Моне. "Шторм. Побережье Бель-Иль"

С другой стороны, отражение мира "как он есть" было у импрессионистов не таким, как в реализме. Повысилась роль субъективности восприятия, которая впоследствии набрала ещё большую силу у постимпрессионистов, "диких" фовистов и представителей других новаторских течений.


Импрессионизм. Клод Моне. "Прогулка. Дама с зонтиком"

7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.

  • Эдуард Мане (1832—1883).
  • Клод Моне (1840—1926).
  • Огюст Ренуар (1841—1919).
  • Эдгар Дега (1834—1917).
  • Берта Моризо (1841—1895).
  • Камиль Писсарро (1830 – 1903).
  • Альфред Сислей (1839—1899).

Импрессионизм. Эдуард Мане. "В саду"

Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.

Импрессионизм. Японская живопись. Кацусика Хокусай

Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:

  • Эдуард Мане (Édouard Manet) и Клод Моне (Claude Monet) — два великих импрессиониста с похожими фамилиями. Их знакомство началось с путаницы на выставке и ссоры (Мане поздравляли с успехом Моне), но эта забавная ситуация стала началом большой дружбы;
  • Эдгар Дега (Edgar Degas), певец театрального мира, оперы и кафешантанов. Один из немногих живописцев-импрессионистов, избегавший пленэра;
  • Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) — первый среди художников направления, которого признал свет;
  • Альфред Сислей (Alfred Sisley) — мастер лирического пейзажа.

Импрессионизм. Пьер Огюст Ренуар. "Обнажённая"

Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).

Впечатляют ли вас работы художников-импрессионистов?

Если же у вас возникло желание войти в число коллекционеров, собирающих произведения художников-импрессионистов, принимайте участие в онлайн-аукционах нашего аукционного дома sevenArt.CLUB на сайте bidspirit.com. Это возможность стать обладателем картин, чья ценность возрастает с каждым годом. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины, фотографию, элементы декора напрямую у современных авторов и стать счастливым обладателем произведений разных стилей.

Участвующие авторы в аукционах и других активностях (выставках, конкурсах) привлекают больше внимания к себе и своим работам.

Подписывай на нас в соц. сетях FB, VK, instagram, Telegram, Дзен

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!