ru
ru
Главная | Арт блог | ​«Французский Третьяков» Гюстав Кайботт, без которого не было бы импрессионизма в нынешнем его виде
Назад
​«Французский Третьяков» Гюстав Кайботт, без которого не было бы импрессионизма в нынешнем его виде

​«Французский Третьяков» Гюстав Кайботт, без которого не было бы импрессионизма в нынешнем его виде

Поделиться в соц сетях:

Гюстав Кайботт (1848–1894) — французский художник и очень богатый человек, ставший известный как меценат и коллекционер, чья коллекция картин французских импрессионистов вошла в основу собрания музея д’Орсэ.

Кайботт дружил со многими импрессионистами, покупал их картины, помогал им, когда они особенно нуждались в деньгах, а заодно использовал их технические наработки при написании своих картин. Но при этом не был простым копиистом, писал в своём стиле, изучал возможности построения на картинах нестандартной перспективы, использовал несколько точек зрения для каждой своей работы, подчас достаточно оригинальных, редко использовавшихся в живописи — снизу вверх, сверху вниз, а то и расширенную перспективу, как у широкоугольного фотоаппарата.

Гребец в цилиндре

Кайботт — это гениальный любитель, будучи очень богатым человеком ему не нужно было работать, чтобы обеспечивать себя, потому он находил себе различные хобби, в каждом из которых достиг немалых успехов. И список этот более чем внушительный и разнообразный. Он был президентом яхт-клуба, причём даже приложил руку к созданию яхт и кораблей, построив на территории своего огромного поместья небольшую верфь, работал инженером и занимался юриспруденцией, а в своём саду отдыхал душой, выращивая самые диковинные деревья.

Хризантемы. Сад в Пти-Женвилье

Преуспел и в общественных делах — занимал должность городского советника, а свою страсть к живописи воплотил в многочисленных собственноручно написанных картинах в стиле импрессионизма, которые были популярны при его жизни, но потом совершенно незаслуженно оказались забыты. И в довершение всего Кайботт был филателистом, причём его коллекция марок вошла в историю.

Но потом про Кайботта забыли, воспринимали его как друга и покровителя французских импрессионистов, да и только. Вспомнили, лишь когда наследники обнародовали его картины, в частности «Париж. Дождливый день».

Париж. Дождливый день

Это основательное полотно, которое отлично смотрелось на огромной стене в парадной зале Кайботтовского особняка, но, разумеется, не годилось для обычной квартиры. Его приобрёл институт искусств в Чикаго и о Кайботте вновь заговорили как о вполне состоявшемся художнике.

О жизни и творчестве этого неординарного человека мы и поговорим в нашей статье.

Гюстав Кайботт. Автопортрет

Многие огромные капиталы были сколочены далеко не на самых благоприятных для общества делах — в том числе и капитал Кайботтов.

Отец Гюстава Кайботта был поставщиком сукна для французской армии, и его доходы прямо пропорционально зависели от того, насколько много людей воевало в то время. Оказалось, что много и Кайботт стремительно богател. Он построил своё огромное поместье и роскошный дом в Париже, с балкона которого Гюстав Кайботт и написал несколько своих картин.

Человек на балконе, бульвар Осман

Действительно, весь мир у своих ног, с такими возможностями и капиталами можно посмотреть свысока на копошащихся внизу обычных прохожих, занятых своими скучными бытовыми проблемами и мелкими заботами, как свести концы с концами и заработать ещё несколько франков.

Гюстав хорошо учился, вначале в лучшей частной школе, потом в Сорбонне и получил лицензию юриста. Впрочем, ей он так и не пользовался, возможно, юрисдикция ему надоела ещё во время учёбы, и работать всю жизнь по этой специальности у него не было никакого желания.

Итальянский бульвар

Зато Кайботт всерьёз увлёкся инженерным делом, которое тогда развивалось семимильными шагами и было очень перспективным. Но даже огромные капиталы не спасли его от необходимости отправиться на франко-прусскую войну — откажись он, навеки покрыл бы себя позором и получил репутацию труса. И лишь после возвращения с войны у Кайботта появилась новая мечта — стать художником.

Он стал учиться в Академии изящных искусств, но вскоре учёбу забросил, возможно, ему хотелось создавать что-то новое в живописи, писать на свой манер, а не повторять уже много раз написанное настоящими мастерами в классическом стиле в тщетной попытке превзойти их.

Маляры фасадов

А потом было знакомство с молодыми импрессионистами и Кайботт захотел творить в их художественном направлении. Он часто на своей огромной повозке с услужливыми лакеями отправлялся на пленэр за город, где писал свои пейзажи.

Увидев первую выставку импрессионистов, Кайботт понял, чем ему стоит заниматься в живописи, и для себя решил, что на следующей выставит свои картины в качестве полноправного участника.

Уже на второй выставке он представил свои картины, а заодно спонсировал её. Помогал Кайботт и молодым художникам-импрессионистам, в частности, Моне и Ренуару, чьё искусство пока ещё не было признано и потому они вынуждены были перебиваться с хлеба на воду. Он буквально не позволил им умереть с голоду, покупая их никому не нужные в то время картины. И это были очень удачные инвестиции, хотя никто, включая самого Кайботта, не надеялся, что картины Моне и Ренуара когда-нибудь будут стоить огромные деньги.

Паркетчики

А писал картины Кайботт как увлечённый любитель — часто экспериментировал, не рассчитывал на признание, и уж тем более на заработки, быстро забывая ошибки и критические замечания, сосредотачиваясь на удовольствии от самого процесса. «Я буду счастлив, если мои картины повесят в прихожей дома, где в гостиной висят работы Ренуара и Моне» — говорил он.

Балкон, бульвар Осман

Живопись Кайботт оставил также легко и непринуждённо, как и начал заниматься ею. Подтолкнула к этому смерть младшего брата. Он решил, что и ему суждено рано умереть и потому пытался успеть всё в этой жизни, не зацикливаясь только на живописи.

Он со своей возлюбленной переезжает в городок Пти-Женвилье, покупает там лучшее поместье и обустраивает верфь, на которой рабочие по чертежам Кайботта делают лодки и небольшие яхты, отличаются быстроходностью и манёвренностью.

Лодочники на реке Йерр

Собирает великолепную коллекцию марок, которая сейчас находится в Британском музее и пишет книгу о филателии. Его избрали городским советником Пти-Женвилье и он был лучшим чиновником в истории этого города — Кайботт, не желая возиться со скучными бюрократическими бумажками, за свои деньги оплачивал все текущие городские расходы, например, ремонт мостовых и фонарей.

Умер Кайботт, как и предчувствовал рано — на 46 году жизни. Его коллекция картин импрессионистов пока ещё не была востребована, но вскоре о ней вспомнили и в памяти потомков Кайботт остался как человек, без которого, возможно, и не было самого импрессионизма в нынешнем его виде.


Живопись современных художников импрессионистов выбирайте на сайте маркетплейса artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!