ru
ru
Главная | Арт-журнал | Формализм — основной художественный метод авангардного искусства
Назад
Формализм — основной художественный метод авангардного искусства

Формализм — основной художественный метод авангардного искусства

Поделиться в соц сетях:

Формализм отрицает важность идейного содержания созданного шедевра, а также его зависимость от обстоятельств жизни автора и окружающей обстановки.

Формализм. Умберто Боччони. Улица входит в дом, 1911


Формализм в искусстве — это не стиль и не жанр, а именно особый художественный метод анализа визуальных и материальных аспектов создания произведений искусства автором. Он акцентирует внимание на основных элементах композиции (цвете, линиях, текстуре) и придает огромное значение эстетике формы, даже в ущерб содержанию.

Формализм. Пабло Пикассо. Картина Авиньонские девицы, 1907


Особенности формализма

Формализм основан на спорной идее неподконтрольности разуму деятельности художника. Согласно этой системе взглядов истинное искусство не должно испытывать влияние внешних социальных, исторических и общественных факторов. Напротив, оно противостоит окружающей действительности и тем самым формирует подлинные эстетические ценности.

Формализм. Анри Матисс. Танец, 1910

Формализм существует не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Этот художественный метод имеет множество сторонников, которые традиционно объединяются в союзы единомышленников и активно отстаивают свои взгляды в спорах с оппонентами. Приверженцы этого художественного метода чаще всего являются апологетами различных направлений авангардного искусства, в том числе:

  • дадаизма;
  • абстракционизма;
  • футуризма;
  • конструктивизма;
  • кубизма.

Формализм. Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с моделью, 1910


Среди огромного количества последователей идеи абсолютной важности роли формы в искусстве немало известных имен. К самым знаменитым мастерам формализма можно по праву отнести:

  • Анри Матисса (Henri Matisse);
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso);
  • Марка Шагала (Marc Chagall);
  • Казимира Малевича (Kazimierz Malewicz);
  • Марселя Дюшана (Marcel Duchamp);
  • Макса Эрнста (Max Ernst).


Формализм. Марк Шагал. Картина Скрипач, 1912


История формализма

История формализма неразрывно связано с революционными идеями авангардного искусства начала ХХ века, однако его корни следует искать в трудах Иммануила Канта (Immanuel Kant). Гениальный немецкий философ еще в конце XVIII века выдвинул теорию незаинтересованности интереса эстетического восприятия, значительно опередившую свое время.

Формализм. Василий Кандинский. Картина Композиция VII, 1913


На основе идей Канта его соотечественник Конрад Фидлер (Konrad Fiedler) в начале ХХ века вместе с группой единомышленников создал теорию чистой визуальности. В ней он утверждал, что художественная форма произведения является важнейшим способом создания идеальной действительности в искусстве. Эта теория вызвала ожесточенные споры не только в философских кругах, но и в среде литераторов и художников.

Формализм. Павел Филонов. Картина Пир королей, 1913


Сторонники новой теории — авангардисты негативно относились к традиционным ценностям классического изобразительного искусства. Они признавали важнейшим эстетическим критерием своей работы новизну формы и право на ее независимое от содержания существование.

Формализм. Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат, 1915


Художники, воодушевленные идеями формализма, стали настоящими революционерами искусства. Они выступали против закостенелого академизма живописи и скульптуры, предлагали зрителю новаторские с эстетической точки зрения произведения. Это привело к возникновению множества различных разрозненных течений, которые в той или иной степени можно отнести к авангардному искусству.

Формализм. Марсель Дюшан. Фонтан, 1917


В России начала ХХ века отношение к формализму было неоднозначным. Новые идеи находили широкую поддержку у молодежи, при этом они абсолютно отвергались консервативным большинством. Однако после кровавых революционных событий произошел кардинальный сдвиг в сознании огромного количества людей и сложились уникальные условия для развития всех форм авангардного искусства.

Формализм. Макс Эрнст. Погруженная в воды, 1919


Но руководство Советского Союза во главе со Сталиным очень быстро пришло к выводу, что художественные методы восприятия всех граждан без исключения должно определять государство. Уже в начале 30-х годов прошлого столетия авангардизму была объявлена настоящая война, а единственно верным направлением был провозглашен социалистический реализм.

Формализм. Сальвадор Дали. Сюрреалистическая композиция, 1928


Тогда же термин формализм в СССР приобрел негативный оттенок. Многочисленные деятели советской культуры ожесточенно клеймили на страницах газет малейшие проявления так называемого формального буржуазного искусства. В результате авангардизм ушел в глубокое подполье, где оставался долгие годы вплоть до начала перестройки.

Формализм. Марк Ротко. Оранжевое, красное, жёлтое, 1961


Идеи формализма в остальном мире оказались востребованными не только в период огромной популярности авангардного искусства, но и проявили себя позже, по окончании Второй мировой войны. Первостепенную важность формы в своем творчестве признавали многие сторонники поп-арта, оп-арта, ташизма и кинетического искусства. И в наши дни у формализма есть свои последователи в живописи, скульптуре и литературе.

Чем ярче проявлена форма, тем больше авторского, личностного начала в произведении, а так ли важно было в советском изобразительном, кто автор полотна?Художник, прежде всего — выразитель эпохи, имярек, а надежнее и политически грамотнее, когда автор – правофланговая изобригада, художественный комбинат, творческий коллектив. До сих пор тяжело нам дается признание, что художник предназначен возвращать индивидуальный кредит, а не общественный долг… Может быть, прав был Н. Бердяев, когда говорил, что гений формы — не русский гений?

Формализм. Рой Лихтенштейн. Женщина в цветастой шляпе, 1963



Посетителям онлайн галереи artAlebrio доступна удобная возможность участвовать в аукционах от SevenArt.CLUB. На аукционах доступны: живопись, рисунок/графика, скульптура, фотография, элементы декора - от современных авторов. Здесь же можно купить произведения и фотографии напрямую у современных фотографов, скульпторов и художников.

Участвующие авторы в аукционах и других активностях (выставках, конкурсах) привлекают больше внимания к себе и своим работам.

Подписывай на нас в соц. сетях

FB, VK, instagram

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!