Василий Верещагин (1842–1904) — русский художник, ставший одним из главных обличителей войны во всех её проявлениях, возможно потому, что и сам принимал участие в военных конфликтах, и видел всё происходящее воочию. Так было в Средней Азии и на Балканах, под впечатлением от увиденного там он создал две замечательные серии картин — Туркестанскую и Балканскую.
Портрет Бачи
Его картины всегда находили своих почитателей, Верещагин провёл свыше 30 персональных выставок, собиравших тысячи людей, например, в Петербурге его выставку посвящённой Балканской серии картин посетило свыше 200 тыс. человек. Правда, его творческий стиль и желание показать правду без прикрас всегда вызывали недовольство у властей, поскольку Верещагин не любил писать напыщенные парадные патриотические картины, показывающие славу и мощь русского оружия, на чём специализировались многие другие художники-баталисты, например, Дмитриев-Оренбургский.
Апофеоз войны
А вот «Апофеоз войны», «Панихида», или «Скобелев под Шипкой» — это не про парадную сторону войны, а про её неприглядную изнанку, на которую, ради спокойствия обывателей и поддержания в них должного патриотического настроя было принято закрывать глаза.
Скобелев под Шипкой
Не случайно сам император Александр III писал про Верещагина: «его живопись губительна для национального самосознания, но Верещагин не хочет этого понимать и действует как помешанный тип или бездумная скотина». Впрочем, не только Александр III выступал против картин Верещагина. Одно его полотно вызвало серьёзное недовольство и у европейцев, в частности, представителей католической церкви. Более того, венский архиепископ настолько разгневался на художника, что хотел предать его анафеме, а особо горячие головы даже предлагали сжечь на костре. Об этой картине и обстоятельствах, предшествующих её написанию, мы и поговорим в этой статье.
Торжествуют
Верещагин был истинным человеком мира, часто менял города и страны и жил там, где были лучшие условия для работы, или находил вдохновение для своих картин.
Богатый киргизский охотник с соколом
Он и на войну ехал, чтобы увидеть всё своими глазами, а запечатлеть увиденное считал своим долгом человека и гражданина. А ещё он искренне переживал за всех погибших солдат, как позднее писал сам Верещагин: «я оплакиваю каждого солдата, чью смерть изобразил на своих картинах».
Панихида
Так-то его картины — это результат глубокой внутренней работы, не случайно после Балканской серии Верещагин зарекался писать на военную тему, но слова своего так и не сдержал.
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Но неприятности и негодование вызывали не только военные картины. Была у Верещагина и «Палестинская серия», написанная по впечатлению от посещения Сирии и Палестины с 1883 по 1885 год. Он посетил все памятные места, связанные с древними сказаниями и Библией, и написал несколько картин, однако далеко не все из них были встречены благожелательно. Например, его картина «Стена Соломона» была запрещена к показу для широкого обозрения в России.
Стена Соломона
Дело в том, что Верещагин написал Иосифа как обычного человека, который идёт мимо стены, обходя груды мусора. Рядом с ним сидит со скучающим видом юный Иисус Христос, больше напоминающий обычного паренька, нежели Сына божьего. И вот этот подход очень не понравился многим ревнителям Христианства. Картины эти Верещагин продал в Европе — никто из россиян не захотел бы их приобрести, да и выставлять можно было только в частной коллекции и то рискуя навлечь на себя неприятности.
Ну а потом была представлена картина «Святое семейство», на которой Иосиф, дева Мария и Иисус Христос походили на обычных людей, занятых бытовыми делами.
Святое семейство
Это нарушало все каноны, было принято их изображать с нимбами над головами, и уж ни в коем случае они не должны работать по хозяйству. А тут ещё были бытовые детали — развешенное бельё и гулящие куры. Вот их-то атеисту Верещагину и не простили. Венский архиепископ заявил, что выставка должна быть закрыта, а все посетившие её три дня усиленно молиться, каяться и платить пожертвование на благо церкви. Впрочем, это всё только привлекло ещё больше внимания к работам Верещагина, хотя ему и пришлось носить пистолет в заднем кармане и, зная характер художника, можно не сомневаться, что он его не задумываясь применил бы при необходимости.
Пейзажи, портреты, жанровые картины покупайте напрямую у художника на сайте галереи artalebrio.com. Собери свою коллекцию современной живописи.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи