Михаил Богатырёв (1924–1999) — советский художник-соцреалист, автор по-настоящему душевных полотен, которые способны затронуть душу всех, кто помнит жизнь в Советском Союзе. А ещё он был очень мужественным человеком, после получения тяжелейшего ранения во время Второй мировой войны продолжил создавать свои чудесные картины, несмотря на огромные проблемы со здоровьем и инвалидность. О том, чего ему это стоило, и о жизни этого неординарного человека, мы и поговорим в нашей статье.
Михаил Богатырёв. Автопортрет.
Родился Богатырёв в деревне с легкомысленным названием Нескучай. Родители — обычные крестьяне, но отец Михаила был грамотным, потому и пользовался определённым уважением. В 1934 году семья решила переехать в город Вышний Волочек, возможно, искали лучшие условия для жизни — всё же в городах мастеровые и грамотные люди были востребованы, но тут случилось несчастье — заболела мама десятилетнего Миши и вскоре умерла. Отец остался с тремя детьми, горевал он всерьёз и искренне — свою жену он любил и даже, чтобы не омрачать её память, так больше и не женился.
Рисовать Миша любил с детства, проявлял в этом определённые успехи, но всерьёз связывать свою жизнь с живописью не планировал — тогда в моде у мальчишек было авиа моделирование, все хотели стать лётчиками, а художники — как-то всё это недостаточно романтично.
Но вскоре о любой романтике пришлось забыть, как и о мирной жизни. Началась Вторая мировая война, Михаилу было 17 лет, и он пошёл учиться в военное училище. О времени, проведённом там, никогда не любил вспоминать — слишком тяжело приходилось, учёба шла по ускоренной программе, молодые бойцы требовались срочно. Отучившись, поехал на Украинский фронт пулемётчиком.
Санитарка
Прошло 2 года, и случилось несчастье — Михаил был тяжело ранен. Ранение было сквозное, пуля попала в область шеи и вышла между лопаток. После ранения от боли и шока будущий художник решил, что он всё равно скоро умрёт, и попросил санитаров не тратить на него силы, пусть спасают кого-нибудь другого.
К счастью, санитары были опытными и порядочными, потому и перенесли его в полевой госпиталь, а дальше на самолёте Михаила отправили в тыл. Началось скитание по госпиталям, но парень он был крепкий, организм молодой и здоровый, потому и сумел выжить, правда, на выходе из госпиталя диагноз всё равно был неутешительный — инвалидность второй группы. Зато жив, да и война уже закончилась, так-то в чём-то Михаилу и повезло, многие другие солдаты его года рождения за пять долгих лет на фронте теряли не только здоровье, но и жизнь.
Портрет деревенского мужичка
В госпиталях было много времени, чтобы подумать о своём дальнейшем жизненном пути и тут уже сомнений не было — Михаил решил стать художником. На товарняке он приехал в Москву. Люди тогда были другие, потому ему помогли устроиться на работу, а по вечерам он занимался в художественной студии для инвалидов.
Времена для Богатырёва были тяжёлые. Денег катастрофически не хватало — сколько может заработать инвалид в Москве? Потому приходилось экономить на всём. Не хватало на еду, а так как снимать жильё в самой Москве было дорого даже тогда, то пришлось снять комнатку в Подмосковье и каждый день мотаться туда-сюда на электричках. Наверняка унизительно человеку, пролившему кровь на фронте, ездить зайцем и убегать от контролёра, но оплачивать билет Богатырёв позволить себе не мог. Однажды особо ретивый контролёр его всё же поймал и решил отправить в отделение милиции. «Посмотрите на мои ботинки, думаете я от хорошей жизни еду зайцем» — заявил Богатырёв. Контролёр взглянул на них — подошвы были привязаны верёвками, махнул рукой и отпустил бедолагу.
Мирные будни
Наконец, в 1951 году Богатырёв закончил учиться и переехал в небольшой старый деревянный домик, но уже в Москве. Много создал всевозможных зарисовок и всегда предпочитал работать с натуры, помня высказывание знаменитого учителя живописи Чистякова: «напишешь что-либо сто раз и будет просто».
Постепенно Богатырёв стал участвовать в различных выставках. Его картины были востребованы, и причём совсем не напоминали пафосные официозные полотна некоторых других советских художников, например, Герасимова или Дейнеки. Там не было монументальных сцен, да и живопись скорее деревенская, обыденная, но куда более душевная. Например, он писал картины с деревенскими ребятишками, простые, но трогательные.
Жаркое лето
По ним сделали серию открыток, а это уже определённое признание, да и материальное положение Богатырёва улучшилось.
В 1960 году он поехал в поисках живописной натуры в деревню Дединово, расположенную на Оке. Там Богатырёв встретил свою будущую жену Валентину, с которой он прожил до конца своей жизни. Михаил был старшее её на 15 лет, что совершенно не мешало им 40 лет прожить душа в душу. Она искренне уважала своего мужа, восхищалась его творчеством — для простой деревенской девушки это всё казалось нечто необыкновенным. Валентина взяла на себя все заботы по дому и воспитанию детей, чтобы не отвлекать своего мужа от творчества, и даже научила для него позировать свою трёхлетнюю дочку, а заодно и понять, что означает слово «надо».
В 1961 году Богатырёв был принят в Союз художников и начал работать в Переяславском доме творчества. Условия для художников там были замечательные — полное обеспечение как в санатории, рядом художественные мастерские, только работай на благо Родины. Именно там он стал писать свою картину «Новая лодка».
Новая лодка
Наступила зима, Богатырёв начал писать жанровые картины с лесорубами на лесоповале — морозы были суровые, а работать на натуре приходилось много. В итоге он серьёзно застудил почки. В больнице, когда немного поправился, просил докторов: «отпустите меня, мне очень нужно закончить свою картину Новая лодка, а то пока лежу, лодку могут куда-нибудь убрать». Картину он закончил, её потом не раз показывали на самых крупных выставках.
Но нужно было и писать картины, показывающие в положительном ключе советскую действительность. Все успешные советские художники писали их: Пластов, Юон, Пименов и другие. Однако помимо них были и совершенно удивительные полотна написанные не по заказу, а для души. Ознакомиться с ними можно в статьях по ссылкам.
Не избежал этой участи и Богатырёв. «Первый праздник в деревне» по словам художника — это воспоминание из детства, когда все деревенские жители сообща собрались за одним столом. Его впечатлило единение людей, умение искренне радоваться совместным успехам. Картину ту Богатырёв писал на юге — потому в ней так много солнца и радости.
Первый праздник в деревне
Первые 20 лет после войны Богатырёв вообще не хотел вспоминать о ней, потому и его картины радостные и праздничные, но потом решил, что потомкам нужно знать, какой ценой нам досталась эта победа.
Так появились картины «На задание», и «Проводы». Но при этом Богатырёв старался избегать чернухи, его картины напоминают качественные советские фильмы, где война показана через актёрскую игру, а не через грубый натурализм.
Проводы
Богатырёв больше всего любил писать картины, был неутомимым тружеником, не знал ни выходных, ни праздников. Всё свободное время, до самой смерти он писал картины и оставил после себя богатое творческое наследие.
Портрет натурщицы.
Возможно, он не совершил в живописи никакой революции, не создал нового направления, да и к безусловным шедеврам его работы отнести сложно. Но именно такие трудяги и создавали славу советской живописи.
Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи