ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Был осуждаем художниками-передвижниками, испытал несчастье в любви. Непростая судьба Василия Поленова и его яркие картины.
Назад
​Был осуждаем художниками-передвижниками, испытал несчастье в любви. Непростая судьба Василия Поленова и его яркие картины.

​Был осуждаем художниками-передвижниками, испытал несчастье в любви. Непростая судьба Василия Поленова и его яркие картины.

Поделиться в соц сетях:

Василий Поленов (1844–1927) — русский художник, мастер лирического пейзажа и пейзажа настроения. Его картины яркие, красочные, для них характерно избыток воздуха и света, они словно бы озарены солнечным светом, создают радостное настроение, как знаменитое полотно «Московский дворик».

Московский дворик

Тут мастерство колориста Поленова проявляется в полной мере, он отказался от привычной для русской живописи XIX века коричневой гаммы в пользу ярких и чистых цветов. Результат потрясающий, картина впервые была представлена на выставке передвижников, и Поленов поначалу даже извинялся за неё, поскольку не смог предъявить, по его мнению, «что-либо более значительное». Но картина понравилась всем, её приобрёл Павел Третьяков, а это было своеобразным показателем качества. «Московский дворик» много раз копировался на всевозможных открытках и марках, стал настоящей визитной карточкой старой патриархальной Москвы, где золото куполов соседствует со старыми домами и полуразвалившимися, типично деревенскими сараями. Возможно именно сочетание деревенской идиллии и красоты стоящих неподалёку церквей и привлекает в этой картине.

Кстати, сам Поленов много работал над созданием стойких красок, способных не тускнеть со временем в результате почти все полотна Поленова отлично сохранились. Это не «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи, которая вскоре потускнела после того, как побывала в морском путешествии, в которое её взял великий князь Константин Константинович.

Бабушкин сад

В 1871 году произошло невиданное — пятерым выпускникам Академии художеств были вручены золотые медали и право на пансионерскую поездку. Вот только нужно было выбрать кого-либо одного лучшего, а не пятерых. Оказывается, Великий князь Владимир Александрович просто не знал об этом. Но слово великого князя не воробей, потому и всем пятерым, в том числе и Илье Репину и Василию Поленову оплатили пансионерскую поездку. Но на торжественном банкете великий князь подошёл для поздравления только к родителям Поленова, проигнорировав прочих художников. Прочим выпускникам Академии, подобное отношение очень не понравилось, Крамской заявлял Репину относительно Поленова: «Этот барин с нерусской душой, ему лучше бы остаться где-нибудь за границей и писать там». Даже критик Стасов был схожего мнения, тот всерьёз доказывал Поленову: «у вас склад души не русский, поселитесь где-нибудь в Париже или Берлине и пишите там».

Вот только творчество Поленова и вся его жизнь подобные утверждения опровергла, да, он был аристократом из хорошей семьи и художником ему во многом было предопределено стать, но в этом ли вина Поленова? Лучшие свои картины он написал именно в России, открыв для русской живописи совершенно удивительный жанр «интимного пейзажа».

Заросший пруд

Сам Поленов был из «хорошей» семьи. Отец работал дипломатом в Греции, мама тонко чувствовала искусство, и даже сама писала акварели. А особое впечатление на Поленова, уже в подростковом возрасте произвела картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Он несколько раз ходил её смотреть, а впоследствии написал цикл картин на библейскую тему.

Христос и грешница

Поленов был выдающимся колористом, все его картины настолько яркие, что иногда покупатели в художественных лавках требовали такие же краски, как на картинах Поленова. Вот только их там не было, все краски Поленов создавал сам, он был настоящим экспериментатором, изучал «химию красок», их сочетание, особенности наложения на холст и делился секретами со своими учениками в Московском училище живописи и ваяния, в том числе с Константином Коровиным и Исааком Левитаном. Картины Поленова иногда называют предшественниками русского импрессионизма, никто никогда до него не писал столь ярко, не было в полотнах так много света и воздуха, и этим они особенно ценны.

Деревня Тургенево

В любви Поленов был несчастен, хотя и вёл себя как истинный аристократ. Впервые по-настоящему он влюбился, когда ему было 30 лет — в очаровательную 18-летнюю девушку Марусю Оболенскую. Она планировала стать оперной певицей, и имела все возможности для этого — чистый голос и немалый талант. Вот только это была любовь на расстоянии, закончившая несчастливо. Он так и не сделал ей предложения. Маруся заболела, а врачи по грубой ошибке вкололи ей прививку от оспы, от которой она не смогла оправиться. Впоследствии Поленов напишет удивительно трагичную картину «Больная», в которой отразит все свои чувства после потери Маруси и любимой сестры Веры.

Больная

Была ещё одна любовь — Мария Клементьева. С ней Поленов познакомился в поезде, и она напоминала его первую возлюбленную — Марусю Оболенскую, какой она должны была стать — известная оперная певица и разбивательница сердец. Поленов влюбился, но Клементьева не пыталась ответить взаимностью, она словно играла с художником, не делая явного отказа, но и не приближая к себе. Ей просто льстило, что за ней ухаживает известный аристократ и художник Василий Поленов. Кстати, подобную интрижку она впоследствии затеяла и с писателем Антоном Чеховым, словно этой роковой женщине чувства русских классиков лишь возможность продемонстрировать пустое тщеславие и потешить собственное эго. Поленов уехал за границу, а когда вернулся, то узнал — Клементьева выскочила замуж за адвоката, брак оказался несчастным, а она с горя стала часто выпивать и играть в карты. Воистину, не такая женщина была нужна Поленову.

Портрет Веры Дмитриевны Хрущевой, сестры художника.

Поленов уехал к своему другу Савве Мамонтову в усадьбу Абрамцево, оформлял вместе с Репиным и Васнецовым абрамцевскую церковь — удивительный Храм Спаса Нерукотворного. Именно там в него влюбилась Наташа Якунчикова, которая была на 14 лет моложе Поленова. Тот ответил взаимностью, и молодожены одни из первых обвенчались в новой абрамцевской церкви.


Дворик

Супруги переехали в усадьбу Борок неподалёку от Тарусы, и жили там. Наталья родила шестерых детей, воспитывала их, а Поленов делал всё возможное, чтобы жизнь окрестных крестьян хотя отчасти напоминала созданные им яркие и красочные полотна. Он нанимал на свои деньги учителей, организовал диораму собственных картин, чтобы никуда не выезжавшие крестьяне могли приобщиться к искусству и получить хоть какое-то представление о кругосветном путешествии, создал отличный народный театр. Он не был революционером, проповедовал теорию «малых дел», но принёс куда больше пользы для простых людей, чем все народники вместе взятые.


Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте галереи artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!