ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Бородатый старик, кормящий грудью младенца и другие необычные картины в жанре ню, за каждой из которых скрывается своя история.
Назад
​Бородатый старик, кормящий грудью младенца и другие необычные картины в жанре ню, за каждой из которых скрывается своя история.

​Бородатый старик, кормящий грудью младенца и другие необычные картины в жанре ню, за каждой из которых скрывается своя история.

Поделиться в соц сетях:

Во все времена художники часто писали обнажённую натуру — нужно же показать красоту человеческого тела, да и сложно представить себе древнегреческих богинь и наяд, которые так часто и с удовольствием писали академисты в обычных платьях. Заодно это была прекрасная возможность без лишней пошлости написать достаточно фривольную картину, которая обычно куда лучше продавалась, нежели обычное полотно, где все персонажи скромно одеты. Другой вопрос, если обнажённой изображена не наяда или богиня, а обычная дама, то вплоть до XX века это всё воспринималась как недопустимая вульгарность. Не случайно так любители нравственности ополчились на импрессиониста Эдуарда Мане, написавшего полотно «Завтрак на траве», или Франсиско Гойю, за его полотно «Маха обнажённая».

Эдуард Мане. Завтрак на траве.

А вот на портретах раньше одежду обычно писали всегда, если только персонаж не изображен в образе древнегреческой богини. Правда, такой чести обычно удостаивались лишь венценосные особы, например, известны портреты Луи Каравака, где изображены в подобном ключе наши царевны Анна Петровна и Елизавета Петровна.

Но сейчас мы поговорим о картинах с ню совершенно необычном, скрывающем немало загадок. Например, о полотне Караваджо, где молодая девушка кормит грудью не младенца, а старика. А на картине Хусепе Риберы, напротив, вместо кормящей женщины изображён старик, похожий на ветхозаветного пророка, который кормит своей грудью младенца. Впрочем, были более странные метаморфозы — груди сбегали от своей хозяйки и прятались в шкафу, как на картине Магритта. И за каждой такой картиной скрывается своя история.

Магдалена Вентура с мужем и сыном

Хосе де Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном

В 1631 году испанский художник Хосе де Рибера написал картину «Магдалена Вентура с мужем и сыном». Но вместо обычного полотна получилось нечто, скорее напоминающее творчество современного художника, всерьёз обеспокоенного проблемами равноправия полов. Тогда можно предположить, что это памфлет о тяжкой судьбе женщин, которые вынуждены взваливать на себя ещё и мужские обязанности, или полотно об абсолютном торжестве равноправия. С первого взгляда вообще трудно определить, кто сама Магдалена, а кто — муж, и если бы не изображение груди, то задача была бы практически непосильной.

На самом деле Магдалену называли «Великим чудом природы» и её портрет велел написать сам вице-король Неаполя Афан де Рибера. Тогда среди аристократов было модно держать при дворе всевозможных карликов, людей с необычными особенностями внешности — тогда их, без какой-либо толерантности называли уродцами. А чтобы похвастаться подобными шутами на своём дворе заказывали художникам их портреты. Афан де Рибера, даром что был человеком образованным, не постеснялся заказать Рибере написать портрет своего самого интересного шута — бородатой женщины Магдалены Вентуры. Он хотел получить обычное полотно в духе циркового балагана, но художник пошёл дальше — за 3 года работы над этой картиной он постарался изобразить её характер, вызвать сочувствие, рассказать о нелёгкой судьбе Магдалены и её мужа.

Магдалена Вентура с мужем и сыном. фрагмент.

Каково это — женщине жить с внешностью библейского пророка и при этом ещё ухитриться родить и воспитать троих детей. А ещё можно только удивляться мужеству её супруга — они даже для позирования пришли вместе, что и заставило художника написать их вместе на портрете. И вот кто тут главный герой?

Семь деяний милосердия Караваджо

Караваджо. Семь деяний милосердия

Караваджо не боялся резких тем и реализма на своих картинах, потому и это полотно, если отвлечься от названия, реалий того времени и некоторых мифологических персонажей вполне могли бы напоминать современный День десантника или угар корпоративной вечеринки, после которой все участники боятся смотреть друг другу в глаза. Ну в самом деле — вот один бравый вояка наклонился над своим раздетым поверженным противником, другие двое волокут третьего, которому, похоже, уже ничего не нужно, неподалёку, не обращая на них внимания, группа из четырёх забулдыг добирается до нужной кондиции спиртным, а один из них хлещет алкоголь прямо из горлышка.

Семь деяний милосердия. фрагмент.

Справа молоденькая красотка показывает свою грудь всем желающим, а к ней уже приник самый шустрый, даром что дожил до седых волос — воистину, седина в голову — бес в ребро. На всё происходящее с небес взирают грустные ангелы — один из них даже протянул к ним руку, призывая одуматься пока не поздно — будет завтрашний день и необходимость вновь идти на работу или службу.

Семь деяний милосердия. фрагмент.

Но если серьёзно, то картина как раз не о пороках, а о добродетелях. Всё просто — человек со шпагой разрезает на себе плащ, чтобы можно было прикрыть наготу сидящего перед ним, хозяин дома приглашает путников на ночлег, человек, на первый взгляд, пьющий из горлышка — ветхозаветный герой Самсон — тот самый, кто был женат на Далиле и прославился своими подвигами. Мужчины несут покойника, чтобы похоронить его согласно всем установленным традициям.

Семь деяний милосердия. фрагмент

А девушка — любящая дочка, которая кормила приговорённого к смерти своего отца Цимона, не давая ему в тюрьме умереть с голоду. И подобная любовь и самопожертвенность так в итоге впечатлила судей, что бедолагу помиловали. Хорошую дочку он воспитал, готовую во имя своего отца пойти на всё что угодно.

Памяти Мака Сеннета

Рене Магритт. Памяти Мака Сеннета

А эту картину бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт посвятил воспоминаниям о своей матери. Она бросилась в реку, когда Рене было всего лишь 14 лет — возраст, когда подобные потери переживаются особенно остро. Впрочем, Рене старался никогда не поднимать эту тему даже со своими лучшими друзьями, и говорил, что это для него мало что значит. Но верится в подобные высказывания с трудом — иначе не было бы картин, где он писал странных существ с рыбьими головами и человеческим туловищем ниже пояса. Да и это полотно как раз отголосок той самой тоски и обиды на маму — как можно было так поступить со своими близкими. У каждого есть свои скелеты и призраки в шкафу, на людях старательно спрятанные под маской привычного поведения. Но из подсознания они появляются снаружи и обычно в самый неподходящий момент. Тут Магритт изобразил ночную рубашку, которая ещё помнит очертания тела его мамы, вот только она её уже никогда не оденет.

А название картины дано не просто так. Мак Сеннет — американский режиссёр, снимавший простенькие и пошловатые комедии, где красотки в купальниках находились почти в каждом кадре, а вершиной юмора был бросок торта в лицо. Вот Магрит и хотел напомнить в названии, что рядом с беззаботным весельем есть и грусть, пусть даже на картине и присутствует любимая часть тела Мака Сеннета.


Купить уникальный подарок ручной работы, современную живопись, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!