Писательнице, скульптору, художнице, графику, последней сюрреалистке Доротее Таннинг (1910— 2012г.) удалось прожить длительную жизнь, немного больше сотни лет. Почему её творчество заслуживает внимания?
Не имея системного художественного образования (у Таннинг за плечами всего три месяца обучения в университете искусств), будучи самоучкой, как Архип Куинджи, она создала и отточила невероятный стиль. Ещё в начале 1940-х годов художница примкнула к сюрреалистам, добавила в их идеи своё видение искусства, создав динамичные образы. В свои работы она вложила нотку философии Анри Бергсона, личную интуицию, опыт, немного абстракционизма.
Будучи супругой художника Макса Эрнста, художница переняла некоторые приёмы и от него. Литография, графика, создание костюмов для американских и европейских театров, текстильных скульптур тоже входили в направления её творчества. В последние годы Таннинг писала книги и стихи, которые высоко оценили читатели и критики.
Появившись на свет в небольшом городе штата Иллинойс, будущая художница тяжело переносила пуританские нравы семьи. Рисовать она начала очень рано, и даже первые работы весьма достойные.
Для собственной дочери родители организовали студию, чтобы она могла оттачивать навыки. После окончания школы девушка пару лет проучилась в частном колледже, создавая иллюстрации для школьного издания. Отметив двадцатилетие, девушка поспешила покинуть маленький городок и отправиться в Чикаго в поисках лучшей жизни.
Язык цветов. Любовный узел.
В большом городе беглянка поселилась у бывших друзей, вместе с которыми раньше подрабатывала в библиотеке. Таннинг поступила в Чикагский институт искусств и работала официанткой. Желание учиться и получить классическое образование закончилось спустя всего три недели. Она совсем не этого ожидала от уроков, а вот многочисленные картины в залах института девушку действительно завораживали. Она часами их изучала, старалась черпать идеи и перенимать технику.
Успела художница потрудиться и в театре марионеток. К середине 1930-х годов прошла её первая выставка в Новом Орлеане. Прошёл всего год и девушка была уже в шумном Нью-Йорке. Она изучала современные художественные тенденции, работала коммерческим художником. Ещё через год она попала на выставку современного искусства и знакомиться с сюрреалистами, открывая для себя новую страницу. Шесть месяцев художница работала в журнале издававшимся в Сан-Франциско, но её манил Нью-Йорк и новые открытия. К 1939 году Доротея первый раз отправилась в Париж, о котором так давно мечтала.
Розы и их призраки
Во Франции конец 1930 годов были не лучшие времена, вскоре страна была захвачена нацистами. Из Парижа художница вынуждена была бежать к родственникам в Швецию, а после снова вернуться в «Большое яблоко».
Первым мужем энергичной и творческой дамы стал писатель Гомер Шеннон. Всего через год брак рухнул. Зато развивалась карьера и состоялось знакомством с галеристом и арт-дилером Жюльеном Леви. Он продемонстрирует Таннинг работы Сальвадора Дали, Фриды Кало, которые станут источником вдохновения и новых идей. Удачное знакомство начало приносить свои результаты. Чем чаще выставлялись полотна художницы, тем больше было желающих их купить. В начале 1940-х в Нью-Йорк начали прибывать самые известные сюрреалисты из Европы, спасаясь от ужасов войны. Доротея стала часть группы Андре Бретона.
Пегги Гуггенхайм доверила мужу отобрать полотна для выставки «30 художниц». Её супруга Макса Эрнста настолько впечатлил автопортрет Доротеи «День рождения», что он мечтал увидеть автора.
День рождения
Так между Таннинг и Эрнстом начался бурный роман.
Жюльен Леви провёл в своей галереи первую персональную выставку художницы. За это время отношения с Эрнстом окрепли, он оформил развод с галеристкой и женился на Таннинг. Свадьба была необычной, поскольку в это же день оформили отношения и друзья пары Жюльет Браунинг и Ман Рэй, а пары выступали в качестве свидетелей друг у друга.
Карьера Эрнста стремительно развивалась и его выбрали автором картин для голливудского фильма.
Макс Эрнст Искушение святого Антония
Гонорар оказался настолько существенным, что супруги смогли позволить себе приобрести участок в небольшом городе с видами на Большой Каньон.
На этом участке с помощником Макс построил мастерские и дом, и своё ранчо он окрестил «Холмом Козерога».
Супруги активно путешествовали и приобретали предметы быта и искусства у индейцев, которые занимали особое место в их доме. «Холм Козерога» стал особенным местом, где всегда собирались друзья пары. Тут часто можно было встретить Ли Миллера, Ива Танги, Джорджа Баланчина и других друзей супругов. Таннинг создаст костюмы и сценографические решения для балета Баланчина «Ночная тень».
Речная фея. Дизайн костюма для балета "Ночная тень"
После окончания Второй мировой войны европейское искусство будет переживать эпоху нового расцвета. В конце 1940-х годов супруги переехали в Париж, а после осели в Турине. Художница работала над оформлением декораций и костюмов для лондонской балетной труппы, балета «Ведьма», который ставил Баланчин, успела выпустить первый собственный альбом и освоить литографию.
Девушка. Дизайн костюма для балета Джона Кранко "Ведьма"
В начале 1950-х пара ненадолго возвращалась в Америку, где Таннинг попробовала себя в качестве преподавателя в Гавайском университете. Хватало у неё сил и на участие в выставках, подготовку работ для нью-йоркского балета.
И всё же в солнечной Франции супруги чувствовали себя куда лучше, а потому снова отправились жить в эту страну, путешествовали по Италии, купили домик в Провансе. Для того чтобы Таннинг могла создавать масштабные работы, пришлось приобрести просторную студию в Париже, благо в деньгах они особо не нуждались.
Душевное равновесие и счастье рядом с любимым супругом позволяли Доротеи открывать для себя новые грани творчества. Она изменила стиль и перешла от сюрреализма к абстракционизму, начала пробовать себя в скульптуре, создавала работы из текстиля, трудилась над масштабными инсталляциями.
Чего уж точно не выносила Таннинг, так это различных провокаций в духе феминизма и вопросов о личной жизни с Максом. Да, для него этот брак был уже четвёртым. Она охотно рассказывала о творчестве и своём видении прекрасного и могла это делать так же поэтично, как смешивала краски и творила.
Доротея Таннинг. Искушение Святого Антония
Таннинг была четвёртой женой Эрнста, зато и самой последней и провела с ним время до его ухода в мир иной. В середине 1970-х художница овдовела. Оставшись одна, она отправилась в Нью-Йорк.
Глядя на полотна и работы художницы с момента появления в её жизни любимого Макса можно было точно понять, насколько сильные и яркие чувства переполняли её душу.
Макс в голубой лодке
Можно уверенно утверждать, что в жизни у людей есть вторая половина, но не все её находят с первой попытки. Так было и у этой творческой пары, пока они не нашли друг друга. Овдовев в возрасте 66 лет, художница больше никогда не выходила замуж.
В Нью-Йорке она прожила ещё 35 лет, писала книги, стихи, мемуары, роман. Успевала талантливая дама оформлять альбомы для рок-групп, создавала гравюры, делала иллюстрации для книг, выставляла свои полотна и творения на американских и европейских выставках.
Таннинг прожила сто один год и на своё столетие получила замечательный подарок. В музее Макса Эрнста в Германии была выставлена экспозиция под названием «С днем рождения Доротея Таннинг».
Картины в направлении сюрреализм, фантастика от современных художников покупайте напрямую на нашем сайте artalebrio.com
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи