Писательница, скульптор, художница-сюрреалист родилась в Британии в 1917 году, а закончила свои дни в Мексике. Ей была уготована непростая судьба и суждено было подарить миру огромное количество необычных работ.
Леонора Каррингтон активно применяла образы, соединяла стили из различных культур, создавала богатые и фантастические сюжеты, на которых находилось место волшебным существам, грезам, героям сновидений.
Искушение святого Антония
Каждый зритель в них может найти нечто свое особенное. Кельтские сказки, мифы, искусство ацтеков, майя, образы из буддизма, карт Таро становились для художницы источником вдохновения. Проявлением альтер эго создательницы были и лошади с гиенами на полотнах.
Самыми известными работами можно считать картину «Жонглёр», «Автопортрет», «Искушение святого Антония».
Казалось, что Леонора родилась творить и переносить на полотно мифических существ. Она не мыслила своей жизни без живописи, была бунтаркой, которая всегда выступала за свободу самовыражения.
Ирландские сказки и предания будущая художница узнает благодаря своей няне. Существа из кельтских сказок словно стали частью большого семейного дома, были они и в жилище бабушки, которая тоже была ирландкой. В семейном поместье разводили много животных, но именно к лошадям малышка испытывала особенно сильные эмоции. Свободные, грациозные, гордые они были отражением её стремлений и станут тотемным животным на картинах.
Лошадь
Будущая художница появилась на свет в знатной, богатой семье верующих промышленников. Как истинные католики, свою дочь они отправили учиться в институт благородных девиц, расположенный в монастыре Святого Гроба Господня. Вот только девочку девяти лет спустя несколько месяцев вернули домой. Сказали, что она несносна, неуправляема, со странными наклонностями. Монахини жутко боялись того, что девочка свободно писала левой и правой рукой, могла написать слова задом на перед или в зеркальном отражении.
Родители снова и снова искали заведение, где дочь получила бы достойное образование. Так, в 13 лет Леонору отправили в Париж школу-интернат. Правда, девочка вернулась домой раньше, чем прибыло гневное послание от хозяйки школы.
Бесконечные споры заставили родителей смириться и помочь дочери получить художественное образование. Леонора училась во Флоренции, Риме, Париже, стала студенткой Лондонской художественной академии. Вот только в какой-то момент родители отказались содержать дочь и для неё настали сложные времена. Она снимала дешёвенькую квартиру, и сильно на всём экономила. Постепенно не привыкшая к нужде девушка устала от такой жизни, потому смирилась и пошла на поводу у родителей.
Автопортрет
Ей пришлось дебютировать в высшем обществе, посетить скачки в Аскоте к девятнадцати годам. Дамам тогда не позволяли делать ставки, выходить в паддок и рассматривать лошадей. Зато у художницы осталось время на чтение романов. Последовали представление ко двору, обеды в Букингемском дворце. Родители верили, что смогут удачно выдать дочь замуж.
Макс Эрнст был художником-сюрреалистом. Он быстро и решительно занял место в жизни юной дамы. Даже тот факт, что он был старше на двадцать шесть лет, не мешал чувствам. Они с первого взгляда и бокала пива накрыли её с головой. Леонора точно помнила, как во время вечеринки Макс удерживал сползающую с бокала пену. Это так сюрреалистично. Правда влюбилась она за год до этого, когда увидела картины немца.
Макс Эрнст. Одеяние невесты
Вместе они уехали в Париж. Обучение в академии было заброшено. Леонора дышала духом сюрреализма, и эпатировала публику: являлась в одной простыне на вечеринки, могла угостить гостей омлетом со своими волосами и намазать горчицу в ресторане себе на ноги.
Друзьям она казалась умной, смелой и прямолинейной. Её рассказ появился в «Антологии чёрного юмора» Бретона.
Как поступили родители? Были в шоке, прекратили финансировать дочь. Но это не помогло.
Денег от продажи картин хватило на покупку дома, в котором они поселились с Эрнстом. В этом доме два художника творили. Даже на фасаде дома красовались изображения любимых сказочных персонажей влюблённых художников.
Дерево. Друид.
Началась война. Макс был немцем и его арестовали как гражданина вражеского государства, а Леонара всюду следовала за возлюбленным. Друзья помогли освободить Макса, но он снова оказался в тюрьме. А незадолго до немецкого вторжения подруга уговорила Леонору отправиться в Испанию.
В посольстве Великобритании разгорелся скандал. По настоянию её родного отца, художницу отправили на лечение в психиатрическую клинику. Методы лечения там были далеко не гуманные.
Хирург. Военврач.
Однако благодаря матери художница бежала. Про то вполне можно было снять неплохой приключенческий фильм, вот только всё это происходило на самом деле. Денег и связей у неё было предостаточно, потому мама художницы Мори Каррингтон сумела нанять подводную лодку, на которой отправила в плавание, горячо любимую Леонорой, няню-ирландку.
Был ли это побег или поручились родственники — неизвестно, но Леонора смогла добраться до Португалии. Там её приютил приятель Пикассо Ренато Ледука. Он и стал фиктивным мужем. И вскоре пара вместе отправилась в Нью-Йорк.
Жонглёр
В США художница встретила Макса Эрнста. Вот только радости от этой встречи было мало — он уже успел жениться на другой. Но Леонора стойко перенесла это известие, поскольку перенесённые испытания — тяжело быть отправленной на принудительное лечение в психиатрическую больницу собственным отцом, особенно если в этом не было никакой необходимости, и пребывание там основательно закалили её характер.
Леонора продолжала творить, писать, рисовать, удивлять публику и даже устраивать эксперименты по алхимии.
Чуть позже художница нашла своё пристанище в Мексике. К этому времени многие сюрреалисты решили жить именно там. Она была дружна с Фридой Кало, Ремедиос Варо, Андре Бретоном.
Спустя год после завершения Второй мировой войны Леонора стала женой фотографа родом из Венгрии Чики Вайса. Вместе они прожили более пятидесяти лет вплоть до смерти её избранника. Двое сыновей Леоноры связали свою жизнь с искусством. Один стал поэтом, а второй — художником.
Небесный Лось
В Мексике Леонора наконец ощутила дух свободы, смогла смело самовыражаться, наслаждаться культурой. Она брала уроки у мастера Дзен, изучала Таро и психологические практики, участвовала в театральных постановках и принимала друзей дома.
Нотка сюрреализма прослеживается её в романах и рассказах. Изучая «Овальную даму», «Каменную дверь», «Седьмую лошадь» многие критики отмечали удивительный литературный стиль. Для газет, журналов Леонора писала статьи, стихи, эссе.
К семидесятым годам она стала инициатором создания Движения Освобождения Женщин в Мехико. Создала невероятное количество гобеленов, картин, скульптур, успешно выставлялась.
Пятница
Кажется, что все её лучшие работы были созданы именно в этот период. Годами сталкиваясь с преградами, непониманием самых близких, общественным порицанием, удивительная и творческая натура Леоноры расцвела без подобного давления. К тридцати годам исколесив почти весь земной шар, оказавшись далеко от родины и будучи отвергнутой своими родственниками, она смогла найти себя. Сохранить верность своему стилю, стать уникальным явлением и подарить миру самобытные и непохожие ни на что произведения оказалось под силу этой незаурядной художнице с богатым воображением.
Аюско в 2 часа ночи.
Удивительно, что её родные в Британии годами не знали, как сложилась судьба их родственницы-бунтарки. Лишь незадолго до смерти к Леоноре приехала одна из её племянниц с визитом.
Дожив до девяносто четырёх лет, Леонора была счастлива и говорила, что к возрасту счастье не имеет отношения. Многочисленное творческое наследие бунтарки-художницы стало национальным достоянием Мексики.
Большой выбор картин, фотографии, графики и товаров от handmade мастеров на artalebrio.com.
автор статьи Михаил Федорин
By confirming your order you unconditionally accept these General Conditions of Sale