Питер Брейгель Младший (1564–1637/1638) — голландский художник, чьё творчество было всегда в тени его знаменитого отца, возможно потому, что этот художник не принёс ничего нового в живопись, а в основном занимался копированием полотен Питера Брейгеля Старшего.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня
Потому о нём и забыли на несколько веков, искусствоведы считали его старательным ремесленником, который зарабатывал деньги на наследии своего отца. В основном обращали внимание на действительно выдающихся художников — Рембрандта, Веласкеса, Караваджо, Тициана, настоящих новаторов, изобретающих новые техники и приёмы в живописи, чьё творчество обогатило культурное наследие человечества, они были как яркие звёзды на тусклом небосклоне, примерами для подражания, безусловными ориентирами для всех любителей искусства. Но небосклон был бы неполным без множества других звёзд, так и историю живописи нельзя рассматривать без художников, пусть и не столь великих, но самобытных, тем более что многие их работы достаточно интересны и своеобразны.
Мы и постараемся ответить в этой статье, был ли он наглым копипастом или настоящим художником.
Антонис Ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля Младшего.
Своего отца Питер Брейгель Младший наверняка почти и не запомнил — тот умер, когда мальчику было всего лишь 5 лет, потому и живописи его обучить он не смог. Его учила бабушка — тёща Питера Брейгеля Старшего, но кроме знаний, она передала нечто и более существенное — кальки-шаблоны, по которым можно было легко и быстро писать картины его отца. Они копировали композицию и форму написанных людей и предметов. Достаточно было прикрепить их к доске, обвести карандашом и готовый набросок картины готов. Осталось только её раскрасить.
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов
Питер Брейгель Старший умер достаточно рано — в 45 лет, в зените своей славы. Заказов на его картины было множество, стиль в котором он писал, находил большой спрос. Потому для большего заработка Брейгель Старший и изготовил эти кальки для своих учеников, чтобы те могли по ним легко делать картины.
Наследство он оставил своему сыну замечательное — доброе имя, славу, репутацию и шаблоны, грех было тому этим всем не воспользоваться.
Брейгель Младший вырос, стал членом художественной гильдии святого Луки, выяснил, что спрос на картины его отца стабильно высокий, и начал делать их копии.
Сверху: Питер Брейгель Младший. Крестьянская свадьба. 1616. Частная коллекция. Снизу: Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1567.
Правда, копии его картин напоминали китайские Айфоны — цветовое решение картин далеко не всегда было как у знаменитого отца. Всё просто — тогда репродукций картин Брейгеля Старшего не было, оригинал мог находиться где угодно, хоть в другом городе, а то и в другой стране, да и аристократ или богатый купец, владеющий оригиналом, вряд ли пустит обычного художника в свой дом, просто потому, что их рассматривали в то время, как обычных ремесленников.
В итоге цвет Брейгель Младший писал по своему разумению, и не всегда он был столь безупречно точным, как у его знаменитого отца. Хуже всего, что Брейгель Младший ещё и упрощал рисунок, в итоге его картины чем-то напоминали лубки, да и светотень практически не использовал. Его картины явно уступали отцовским, но не все же могли похвастаться таким талантом, а кушать, и желательно хорошо, хочется каждому.
Слева: Питер Брейгель Младший. Крестьянская свадьба. фрагмент. Справа: Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. фрагмент
Картины отца были более реалистичными, там тщательно прописаны все мелкие детали. Сын же привлекал помощников, которые старались работать как можно быстрее, да и уровень их мастерства был несопоставим с отцовским. Всё же массовое, поточное производство имеет свои минусы. Зато стоили эти картины дешевле, их могли позволить себе и обычные горожане. Под их вкусы и писались картины — там уж не до эстетики, зато дешево.
Но Питер Брейгель Младший всё же не был бездарем и это хорошо показывает его другая картина, которую он писал качественно и со старанием.
Питер Брейгель Младший. Добрый пастырь.
Она тоже написана по кальке, но зато лицо пастуха, на которого напал волк, написано тщательно, эмоции ужаса переданы достоверно, цветовое решение верное, да и пейзаж полностью соответствует этой трагической ситуации — чахлые деревца и голая земля, хотя интересно, сколько бежал волк по такой открытой местности, а так как снега не видно, то можно предположить — дело происходит ранней весной вот волк и оголодал до такой степени, что напал на человека. И нужно учитывать, что Питер Брейгель Младший писал и полностью самостоятельные картины, как вот эта.
Питер Брейгель Младший. Искушение святого Антония.
Наиболее удачные работы отца, например, «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» Питер Брейгель Младший со своими мастеровыми копировал сотни раз — чисто техническая, ремесленная работа, которая тем не менее требовала определённых навыков. Зато эти картины были широко распространены, сейчас подобный подлинник могут приобрести люди с хорошим достатком, но при этом не обязательно быть миллиардером или арабским шейхом. Это не 300 млн долларов, заплаченные за полотно импрессиониста Поля Гогена «Когда Свадьба».
Поль Гоген. Когда Свадьба.
В России сейчас находятся три копии полотна Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» Питера Брейгеля Младшего — в Пушкинском музее, в Эрмитаже и в частной коллекции.
Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1615-1620. Частная коллекция
Но иногда Питер Брейгель Младший осмеливался на святое — менять композицию своего отца и делал это не из-за нехватки калек, а совершенно сознательно. Так, на на картине «Путь на Голгофу» Христос в редакции сына написан крупнее и выдвинут на передний план в центре.
Сверху: Питер Брейгель Младший. Путь на Голгофу. 1620-е. Снизу: Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу. 1564.
Сразу видно, какой персонаж тут центральный, и это нравилось заказчикам. У отца Христос затерялся в толпе, нужно приглядеться, чтобы обнаружить его, а на переднем плане изображены плачущие женщины. Возможно, выдвижением их на передний план он хотел показать трагичность данной сцены, а Христа поместил в самый центр композиции, как основного персонажа. Большое же число людей, среди которых теряется Христос, написал неспроста — хотел показать, что для них всех это событие не является чем-то из ряда вон выходящим, поворотным моментом в истории, с которого начнётся отсчёт новой эры. Просто казнь очередного вероотступника и пророка, бесплатное зрелище, на которое стоит полюбоваться и на следующий день забыть за своими обыденными заботами. Это для учеников и последователей Христа событие крайне важное и поистине трагическое, а обычные люди значимость увиденного не осознают.
Но вот заказчикам Питера Брейгеля все эти тонкости были ни к чему — Христос должен быть хорошо виден, его не нужно искать в толпе. Под их вкусы Питер Брейгель Младший и изменил картину.
В любом случае выводы напрашиваются для художника не самые лучшие — он был неплохим мастером, наверняка хорошо зарабатывал, благодаря его стараниям и менее обеспеченные люди могли приобщиться к живописи, но поставить его творчество рядом с отцовским наследием сложно. Впрочем, он такой не единственный, особенно если вспомнить некоторых представителей нашей эстрады.
Большой выбор подарков ручной работы, картин, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
By confirming your order you unconditionally accept these General Conditions of Sale