Передвижники — объединение русских художников, существовавшее с последней трети XIX века и до 1922 года. Они организовывали передвижные выставки по российским городам, где выставляли свои картины, в основном на темы «униженных и оскорблённых», бичевавших различные пороки нашего общества. Артель передвижников стала одним из первых творческих объединений художников в России, занимающихся продвижением своих картин путём участия их в выставках и последующей продаже всем желающим. Кстати, купить картину передвижников, особенно признанных мастеров, таких как Илья Репин или Исаак Левитан было непросто, эти полотна стоили очень дорого, не случайно доходы Репина и Левитана превышали доходы рядовых передвижников аж в 28 раз.
Илья Репин. Бурлаки на Волге
Передвижники — это и финансовое предприятие, впоследствии ставшее очень успешным, и артель художников, со своим уставом и своей бухгалтерией. Передвижники пытались противостоять засилью академизма в русской живописи, а организовались в результате знаменитого бунта 14 в Академии художеств.
Поначалу Петербургская академия художеств была довольно передовым художественным училищем. Там принимали без учёта звания и статуса в обществе, мещан, крестьян, ремесленников, важно было лишь наличие таланта. Лучших выпускников академии наградили золотой медалью и давали право на пансионерскую поездку в Европу, обычно в Италию, где молодые художники могли совершенствоваться в мастерстве, изучая работы прославленных итальянских мастеров, например, Микеланджело и Рафаэля. Пансионеры получали 300 золотых каждый год в течение 6 лет, что давало им возможность творить и изучать искусство, не думая о заработках — для небогатых мещан и крестьян эта возможность была очень кстати.
Владимир Маковский. Без хозяина
Но всё было не так радужно. Повезло лишь тем художникам, которые сумели устроиться при дворце — портреты придворных и членов царской семьи были всегда востребованы. Но таких счастливчиков было мало, а в основном русские художники бедствовали и не могли прокормить себя и свою семью — классические библейские сюжеты большого спроса не находили, а ничего другого их писать так и не учили. Многие русские купцы и фабриканты предпочитали картины зарубежных художников, поскольку считали их более престижными. Так-то и место простого учителя рисования для выпускников Академии художеств было за благо.
Алексей Корзухин. Возвращение из города
В 1862 году правило конкурса на золотую медаль изменились. Она была единственная и должна была достаться кому-нибудь из 14 лучших выпускников академии. Понятное дело, писать нужно было только в классическом стиле, известна была даже тема конкурсной картины — «Пир Одина в Валгалле». Это и вызвало возмущение всех художников — зачем писать на столь закостеневшую тему по скандинавским мифам, если творческий талант почти всех выпускников мог в полной мере проявиться только в жанровых работах и психологических портретах. Выпускники предложили выбрать тему самостоятельно, но профессора ответили решительным отказом. В итоге 14 выпускников во главе с Иваном Крамским решили отказаться от участия в конкурсе, попросив присвоить им положенные звания «классный художник». Да, они лишились некоторых академических привилегий, но и Академия художеств потеряла больше — уход 14 лучших выпускников со скандалом серьёзный удар по репутации.
Владимир Маковский. К венцу
Все 14 художников, за исключением Константина Маковского и Александра Литовченко разделяли идеи народничества, организовали совместную коммуну, даже жили вместе, под одной крышей. Так, в одной квартире ютились Крамской со своей женой, Александр Григорьев, Богдан Венинг, Алексей Корзухин, Фирст Журавлёв и Николай Шустов. Там же были организованы и художественные мастерские, а по вечерам на «четверги» собиралась вся передовая творческая молодёжь.
Поначалу дела складывались не очень хорошо — заказов было мало, богачи ехать к свободолюбивым художникам на городскую окраину не хотели. Но постепенно известность росла, с ней появлялись и более выгодные заказы. Через пять лет артель художников уже приносила неплохой доход. Но постепенно артель себя изжила, Крамского не устраивало, что артельщики чересчур сблизились с Академией художеств, а когда один из артельщиков Дмитриев-Оренбургский стал претендовать на пансионерскую поездку от Академии художеств, терпение непримиримого Крамского лопнуло, и он покинул артель.
Константин Савицкий. Встреча иконы.
Было организовано новое товарищество передвижников, основным идеологом, сумевшим организовать финансовую сторону дела, стал Григорий Мясоедов, а Крамской отвечал за организацию этого движения, поскольку отличался выдающимися организационными способностями. Идею товарищества передвижников поддержали 16 столичных художников, потом Мясоедов, благодаря личным связям, обратился к прогрессивному министру внутренних дел Тимашеву, который и сам неплохо рисовал и интересовался художественной жизнью, тот способствовал официальному утверждению этой организации. Так, в 1870 году было организовано товарищество передвижных выставок.
Передвижники подчинялись строгому уставу и были обязаны писать для ежегодной выставки новые картины по темам соответствующим идеологии этого движения, в противном случае они исключались. Картины для выставок утверждались общим собранием и исключение не делали не для кого. Первая выставка прошла в 1871 году, там особый успех снискали картина Саврасова «Грачи прилетели» и картина одного из лидеров передвижников Николая Гё «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Николай Гё. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Работы передвижников охотно покупали, например, всего было реализовано картин на 22910 рублей — огромная сумма по тем временам. Чистый доход от посещения выставок составил свыше 4 тыс. рублей. Передвижники организовывали выставки почти во всех крупных российских городах. Но были и определённые сложности. Покупатель, приобретя картину, мог стать её собственником, лишь когда она проедет по всем выставкам, а это примерно год ожидания. Многих это останавливало от покупки, но далеко не всех. Работы передвижников были престижны, являлись показателем статуса, жанровые сцены, пейзажи и портреты всегда находили покупателей. Людям нравилось, что передвижники отражают российскую действительность, пишут актуальные картины, а не гонятся за античными сюжетами, как академисты. Часто художники делали авторские копии своих наиболее удачных картин. Например, известны несколько копий картины Павла Федотова «Сватовство майора» и целых 18 копий полотна «Славильщики-городовые» Леонида Соломаткина.
Леонид Соломаткин. Славильщики-городовые
Лишь спустя 25 лет передвижничество стало угасать. Причина — слишком большая разница в доходах между известными художниками с именем и рядовыми членами. Последние часто ничего не зарабатывали — их картины просто не выдерживали конкуренции на одной выставке с полотнами более знаменитых и мастеровых художников. В итоге назревали внутренние противоречия и возникали конфликты. «Старая гвардия» в частности, Николай Ярошенко не давали свободы молодым художникам, он даже составил циркуляр с обозначением наиболее желательных тем для написания картин. Любые работы молодых художников проходили через жёсткий отбор, их оценивало строгое и придирчивое жюри, в то время как картины опытных передвижников, которые неоднократно выставлялись на выставках, никакое жюри не оценивало.
Исаак Левитан. Над вечным покоем
Но передвижничество продержалось вплоть до 1922 года, за это время было проведено 47 выставок и сложно переоценить вклад этого художественного объединения в развитие русской живописи.
Большой выбор живописи, графики, фотографии лимитированного тиража, товаров опытных крафтеров на сайте маркетплейса artalebrio.com.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
By confirming your order you unconditionally accept these General Conditions of Sale