en
en
Main | Art Blog | ​Три советских художника, чьи картины высоко ценят во всём мире
Back
​Три советских художника, чьи картины высоко ценят во всём мире

​Три советских художника, чьи картины высоко ценят во всём мире

Share on social networks:

После революции 1917 года в России возникла потребность в новом искусстве, которое бы соответствовало политическим задачам социализма. Потому и многие художники, бывшие вполне успешными до революции, например, импрессионист Константин Коровин или Зинаида Серебрякова оказались не у дел. Они ещё писали картины, пытались как-то свести концы с концами, но в итоге вынуждены были уехать в эмиграцию, где проявить себя им оказалось сложно — не потому, что таланта и мастерства не хватало, просто слишком велика конкуренция со стороны зарубежных художников, да и восприятие западных ценителей искусства было несколько иным, нужно было подстроиться под их вкусы, а уже сформировавшимся мастерам это сделать достаточно тяжело.

Но были русские художники, которые смогли проявить себя в Советском Союзе, и чьи картины стали очень популярными за рубежом. Сейчас на мировых аукционах за их полотна коллекционеры платят бешеные деньги, зачастую там они более популярны, чем в современной России. Почему так — вопрос сложный, связанный с общим упадком нашей культуры в 90-е годы XX века, когда пытались продать всё, что было востребовано на западе, в том числе и шедевры живописи.

О трёх советских художников, чьи картины ценят во всём мире мы и расскажем в этой статье.

1. Александр Дейнека (1899–1969) вначале работал обычным фотографом в уголовном розыске. Но снимать места преступлений ему надоело, он понял, что может и писать картины. Потому после службы в армии и борьбы против белогвардейцев закончил ВХУТЕМАС, стал художником и начал писать полотна, посвящённые юношеским романтическим мечтам — «Будущие лётчики», спорту и советским успехам в труде.

Александр Дейнека. Будущие лётчики

Впоследствии уже во время Второй мировой войны писал эпические полотна восхваляющие подвиг советских солдат («Оборона Севастополя»).

Александр Дейнека. Оборона Севастополя

Творческий стиль Дейнеки близок к плакатному, люди на его картинах — мускулистые, лишённые индивидуальности, асексуальные, напоминают героев советских плакатов. Но Дейнека не был классическим пропагандистом, его таланта хватало, чтобы создать свой стиль в живописи, в котором нашлось место и фигуративному модерну и соцреализму. Сейчас плакатность картин Дейнеки воспринимается на Западе как образцовый элемент советского стиля, в котором есть место своеобразному, типично советскому новаторству и оригинальности, возможно, потому их там и ценят.

Александр Дейнека. Колхозница на велосипеде

2. Александр Герасимов (1880–1963) — один из самых востребованных в Советском Союзе художников, любимец Сталина, четырежды удостоенный престижной Сталинской премии. Помимо написания картин, работал архитектором и создавал театральные декорации.

У него были очень хорошие учителя — Константин Коровин и Валентин Серов, у них он учился новаторскому на тот момент в России художественному направлению импрессионизму. Вернувшись с Первой мировой войны, Герасимов захотел спокойной жизни, потому и организовал в тамбовской области, согласно моде того времени коммуну художников. Там он с единомышленниками писал картины вплоть до 1925 года. Но вскоре сидеть в провинции ему надоело, его творческому эго стало тесно, захотелось проявить себя в столице, и потому он переехал в Москву. Вот только там импрессионистские пейзажи никому не были интересны, соцреализм правил бал, и был провозглашён единственно верным художественным направлением.

Александр Герасимов. Ленин на трибуне

Герасимов стал писать портреты советских вождей, картины, восхваляющие успехи советского строя, и делал это так успешно, что вскоре стал самым уважаемым и популярным художником в Советском Союзе, удостоенного множества званий и наград. Возможно, было в этом определённое желание выслужиться перед властями, построить карьеру, но какой нормальный человек откажется от успеха и хорошей жизни? Герасимов был нормальным и при этом очень талантливым, не случайно его картины вполне востребованы на Западе, хоть там всем никакого дела до советской идеологии, а интересует лишь чистое искусство.

Александр Герасимов. Девочка с яблоком.

3. Александр Самохвалов (1894–1971) — интересный советский художник, чьи полотна отличались от обычного соцреализма и зачастую были ближе импрессионизму, как, например, «Кафе Кургуз».

Александр Самохвалов, Кафе «Гурзуф»

А ещё Самохвалов очень любил писать советских девушек, они на его картинах совсем не напоминают изнеженных барышень, скорее готовых к спорту и труду строителей новой жизни, где равноправие возведено в абсолют, и ни в чём не уступающих мужчинам. Им даже некогда думать о красоте, не случайно на их лицах нет косметики, а в одежде и позе никакой кокетливости и жеманства.

А. Самохвалов. Слева – Девушка с ядром, 1933. Справа – Спартаковка, 1928

Он написал свою знаменитую «Девушку в футболке» со школьной учительницы, которая преподавала в школе, где училась дочка художника. Просто как-то Самохвалова вызвали на родительское собрание, а учительница пришла на него в обычной футболке, возможно, вела в это время физкультуру и не сочла нужным переодеваться. Самохвалов был впечатлён её образом, в котором чувствовался определённый вызов условностям старого дореволюционного времени.

А. Самохвалов. Девушка в футболке.

Картина стала настоящим символом эпохи, в 1937 отправили в Париж, на крупную международную выставку. Там она имела большой успех, некоторые особо горячие художественные критики сравнивали это полотно с самой «Джокондой» Леонардо да Винчи. Впрочем, Самохвалов от подобных сравнений был не в восторге: «у Джоконды ироническая улыбка, а девушка на моей картине так улыбаться не будет, а если бы она и появилась, то была бы обычной, только по существенному поводу и означала готовность к действию».

Советские критики хвалили Самохвалова за простоту композиции, цельность образа, его монументальность — портрет девушки занимает весь холст, в итоге она визуально кажется больше, чем на самом деле. Самохвалов сделал акцент на внутренней красоте, цельности натуры и исходящей от девушки энергии. Такие девушки действительно были в 30 годы, молодые, искренние верующие в светлое советское будущее, просто потому, что иной жизни они не знали. А восторженное радостное отношение жизни, культ молодости и спорта особенно проявляется в работе Самохвалова «Киров принимает парад физкультурников».

А. Самохвалов. Киров принимает парад физкультурников

Сейчас так никто не пишет, но потому и интересны работы Самохвалова, как памятник ушедшей эпохи, которая вряд ли когда-нибудь повториться.


Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте галереи artalebrio.com

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!