en
en
Main | Art Blog | Что было не так с картиной Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре" и почему художника можно назвать большим чудаком и идеалистом?
Back
Что было не так с картиной Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре" и почему художника можно назвать большим чудаком и идеалистом?

Что было не так с картиной Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре" и почему художника можно назвать большим чудаком и идеалистом?

Share on social networks:

Архип Куинджи (1842—1910) — русский художник, гениальный колорист, сумевший передать совершенно удивительный контраст света и тени. Он первый в России устроил персональную выставку для одной-единственной картины — знаменитой «Лунной ночи на Днепре» купленной впоследствии великим князем Константином Константиновичем за 5 тыс. рублей — огромную сумму по тем временам.

И деньги Куинджи были очень кстати, наконец-то он смог зажить, не высчитывая каждую копейку, как привык это делать с детства. Впрочем, живи Куинджи в настоящее время, он вполне мог написать из собственного жизненного опыта книгу: «как стать долларовым миллионером к 40 годам, не имея за душой ни копейки». Сын нищего сапожника, приехав в Петербург без гроша в кармане, он в итоге добился желаемого, стал богатым и знаменитым. Не получилось у него только одно — изменить мир к лучшему, хотя Куинджи очень пытался это сделать и не жалел для подобного замысла ничего.

Поскольку Куинджи знал нужду не понаслышке, он много денег тратил на благотворительность. А ещё он был идеалистом, возможно, потому так разочаровался в существующем положении вещей и предательству своих учеников. О жизни, творчестве и причудах прекрасной души человека Архипа Куинджи мы поговорим в этой статье.

Портрет Архипа Куинджи

Куинджи родился в деревне под Мариуполем. Отец его был сапожником, но рано умер, оставив пятилетнего Архипа сиротой. За ним, впрочем, присматривала тётка. Тем Архип отличался с раннего детства — так это желанием защищать слабых и беззащитных. Никто не смел при нём издеваться над котятами, щенками и птицами — Архип в гневе делался страшен и его побаивались и уважали даже старшие ребята.

Больших успехов и усердия в науках Архип не проявлял, зато рисовал увлечённо и главное — его рисунки были по-взрослому точны и интересны. Первая выставка рисунков Архипа, на которую с удовольствием ходили все жители посёлка, где он жил, была когда юному художнику исполнилось лишь 11 лет. Тогда он устроился подрабатывать на возведении церкви, выполнял самую простую, но нужную работу — был мальчишкой на побегушках и жил в комнатке, отведённую ему хозяином-нанимателем. Стены её он и разрисовал углём. Хозяин, однако, не обиделся, а пригласил соседей и прочих жителей посёлка. Вскоре взрослые уважительно здоровались с ним первыми при встрече и называли: «наш художник». А в 15 лет Архип решил уже заниматься живописью профессионально, а потому приехал в Феодосию, где на своей даче жил великий маринист Айвазовский с просьбой обучить его всем премудростям. Но Айвазовский разрешил начинающему художнику лишь покрасить забор на своей даче. Правда, в отличие от Тома Сойера Куинджи это дело выполнял сам и очень старательно, за что и был удостоен похвалы от Айвазовского.

Ночное

Ну а с такой рекомендацией по мысли юного Архипа Куинджи путь только один — в Петербургскую Академию художеств. И вот тут всё было сложно — приёмной комиссии Куинджи не приглянулся совершенно, ему несколько раз указывали на дверь, однажды из 30 поступающих отказали только Куинджи. Но Архип был упрям страшно, наметив цель, он шёл к ней наперекор всему, а потому уже в возрасте 28 лет наконец смог получить сомнительное звание «неклассный художник», которое ему дали за полотно «Татарская сакля».

Татарская сакля

Но быть неклассным художником Куинджи не захотел, устроился вольнослушателем. Однако из академии Куинджи вскоре ушёл и дело не только в разочаровании от царивших там порядков, из-за которых и возник знаменитый бунт 14 с Иваном Крамским во главе. Тогда Крамской, уйдя со своими товарищами из академии, организовал общество передвижников, в числе которых входили знаменитые художники Василий Перов, Илья Репин, Николай Ярошенко и другие. Но и с передвижниками Куинджи было не по пути, хотя он входил в это творческое объединение. Просто в творчестве Куинджи был затворником, одиночкой, он не признавал никаких советов, никаких рамок и требований, писал только по своему разумению. Был лишь Куинджи и чистый холст, всё остальное и все остальные — лишние. Рисовать Куинджи мог только один. Впрочем, в обычной жизни он не был затворником, мог спорить со своими друзьями Крамским и Репиным обо всё на свете, в том числе и о художестве, но терпеть не мог, когда ему давали какие-либо советы или указывали, как делать.

Лунная ночь на Днепре

А потом был 1880 год, «Лунная ночь на Днепре», персональная выставка для одной-единственной картины, километровые очереди и сумасшедшая для небогатого Куинджи сумма в 5 тыс. рублей. Как колористу ему не было равных не только в России, но и во всём мире, писать свет так, как Куинджи не мог никто. Секрет подобного свечения луны и лунной дорожки на картине прост — Куинджи был талантливый экспериментатор и сумел подобрать люминесцирующие краски. Вот только они были не вечные и в путешествии на фрегате «Герцог Эдинбургский», которое великий князь Константин Константинович совершал в 1880–1882 году картина серьёзно пострадала. Он не придумал ничего лучшего, как взять эту картину с собой, а от воздействия яркого солнечного света и солёного воздуха краски стали стремительно темнеть, поскольку содержали в своём составе битум.

"Лунная ночь на Днепре" утратила своё очарование. В настоящее время она хранится в Государственном Русском музее. Хотя даже сейчас мастерство Куинджи впечатляет, и немудрено, что картина произвела такой фурор, когда выставлялась во всей своей красе. Такое тонко подобранное сочетание всего двух цветов — зелёного и чёрного завораживает. Несмотря на цветовую бедность картина совсем не кажется скучной — всё дело в большом разнообразии оттенков, мастерски созданной иллюзии безграничного речного простора. Обладая фотографической памятью Куинджи досконально помнил вид лунной ночи на Днепре и ему не нужны были этюды, он вполне мог нарисовать это полотно в Петербурге.

Радуга

После 1892 года Куинджи пропал из светской и художественной тусовки на целых 12 лет. Он общался лишь со своей семьёй и лучшими друзьями, не выставлял картин, следующая выставка его работ будет лишь в XX веке. Зато всерьёз занимался различными рискованными сделками с недвижимостью, на которых он и разбогател. Один участок земли купленный в Крыму за 30 тыс. через несколько лет принёс ему свыше миллиона рублей.


Крым. Южный берег

Но он не вёл роскошный образ жизни как Константин Маковский, прославившийся своими работами, изображавшие богатую «боярскую» Русь с лакировкой действительности. Напротив, Куинджи хотел сделать богатыми или хотя бы ни в чём не нуждающимися всех людей, и к нему ходили начинающие художники, изобретатели, рабочие, бродяги, нищие и обычные проходимцы. Куинджи не отказывал никому. «Ну у меня есть деньги, почему бы не помочь человеку» — вот его обычный аргумент. А ещё он очень любил птиц, мешками покупал для них зерно, а своей главной удачей считал личную хирургическую операцию, спасшую жизнь вороне.


Забытая деревня

В 1894 году Куинджи стал профессором Академии художеств, мог учить будущих художников на свой лад и пользовался этим правом сполна. Для своих учеников он был не учителем, а другом, готовым всегда прийти на помощь. Он вывозил своих студентов в лучшие музеи Европы, чтобы они могли своими глазами увидеть выдающиеся произведения искусства, а если в каком-нибудь ресторане кто-то заказывал самое дорогое блюдо, Куинджи просил официанта принести его ученикам такое же. Счёт, разумеется, оплачивал он лично. Его ученики могли не беспокоиться о бытовых проблемах и жизненных неурядицах, поскольку знали, что Куинджи с радостью решит все проблемы. Кстати, среди них был и выдающийся художник Николай Рерих — такой же оригинал, правда, на свой лад, как и Куинджи.

Чумацкий тракт в Мариуполе

А студенты, которых он так любил, в итоге забастовали — слишком уж требовательным в своём видение творчества был Архип Куинджи, посеянные им семена свободы дали неожиданные всходы.

Подобный удар надломил его, он стал жаловаться на боли в сердце, его железное здоровье, несгибаемая воля и вера в людей надломились. Умер Куинджи в 1910 году и оставил о себе добрую память как о чудаке и идеалисте, которому так и не удалось несмотря на всё его упрямство, изменить мир к лучшему. Когда его хоронили, за гробом шли тысячи людей, все, кому когда-либо помог художник.


Предметы декора, украшения, посуда ручной работы - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!