en
en
Main | Art magazine | 60 лет любил одну женщину, добился успеха до революции и получил сталинскую премию
Back
60 лет любил одну женщину, добился успеха до революции и получил сталинскую премию

60 лет любил одну женщину, добился успеха до революции и получил сталинскую премию

Share on social networks:

сожалению, нечасто бывает, что у художников, да, впрочем, и у других творческих личностей, жизнь в переломный для России рубеж конца 19 - середине XX века сложилась счастливо, без каких-либо резких взлётов и падений и вынужденной эмиграции. Мы уже писали про безусловно даровитых художников, таких как Константин Горбатов и Константин Коровин, которые были вынуждены уехать за рубеж после революции 1917 года, не сумев ужиться с советской властью, и начать писать картины в соответствии с требованиями, которые она предъявляет. Но были и исключения, например, Константин Юон, который достиг в советское время высокого положения, стал академиком Академии художеств, получил Сталинскую премию и звание Народного художника СССР. О его жизни, творчестве и великой любви к своей жене мы и расскажем в этой статье.

Константин Юон (1875—1958) — русский художник, писавший картины в направлении импрессионизма, а впоследствии социалистического реализма и символизма. Он был мастером городского пейзажа, львиную долю своих работ написал в Москве, запечатлев в своих картинах всю красоту московских храмов, исторических зданий, её улиц и площадей. Юон большую часть своей жизни прожил в Москве и искренне любил этот город, выражая своё отношение в написанных картинах.

Вербный базар на Красной площади. (1916 год). Третьяковская галерея.Автор: Константин Юон

Вербный базар на Красной площади. (1916 год). Третьяковская галерея.Автор: Константин Юон

Москва на пейзажах Юона яркая, красочная, переливаются на солнце пятиглавые церковные купола, толпиться и торгует народ на Красной площади.

Купола и ласточки.  Автор: Константин Юон

Купола и ласточки. Автор: Константин Юон


Уже в советское время стиль написания московский пейзажей Юона изменился, картины отчасти стали напоминать социалистические агитки — ничего не поделаешь, свои требования к искусству советская власть предъявляла достаточно жёстко и чтобы добиться успеха, художникам приходилось им соответствовать.

Парад на Красной площади. Автор: Константин Юон

Парад на Красной площади. Автор: Константин Юон

Юон рисовал парады на Красной площади, своё видение штурма Кремля в 1917 году. Но техника исполнения работ, построение композиции были безупречны, пропаганда тоже может быть талантливой, в отличие от того, что идёт сейчас по центральным каналам, и Юон это убедительно доказал своими работами.

Штурм Кремля в 1917 году. Автор: Константин Юон

Штурм Кремля в 1917 году. Автор: Константин Юон

Однако одними московскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Юон писал виды небольших русских городков, памятников старины, и даже маленьких деревушек, показывая всю прелесть и красоту русской природы. Рисовал он театральные декорации и портреты, особенно любил писать портреты своей жены, с которой прожил вместе 60 лет.

Портрет жены художника. Автор: Константин Юон

Портрет жены художника. Автор: Константин Юон

Вообще, Константина Юона, на первый взгляд, можно назвать счастливчиком: был счастлив в работе — достиг успеха до революции и при советской власти, никогда не знал нужды, его даже миновали сталинские репрессии 30-х годов. Он женился по любви, вопреки воле родителей и брак этот был очень удачным. Но если углубиться в биографию, то была в его жизни одна трагедия, которая серьёзно подкосила художника и ему потребовалось немало душевных сил, чтобы пережить её.


Константин Фёдорович Юон - русский художник

Константин Юон родился в 1875 году. Отец Кости работал директором страховой компании, мама домохозяйкой. Семья была достаточно обеспеченной, а потому придерживалась образа жизни типичных московских интеллигентов — всерьёз интересовались музыкой и театром, устраивали дома музицирование и домашние спектакли, благо было кому в них играть — в семье росло одиннадцать детей, сам Костя был четвёртым. Непривычная для русского слуха фамилия Юон была потому, что родители являлись иностранцами по происхождению, отец — швейцарец, мама — немка. Но они уже полностью обрусели и не представляли своей жизни вне России.

Рисовать Костя начал в семь лет, посвящал этому делу почти всё своё свободное время и проявлял в нём немалые способности. Потому и поступил в Московское училище живописи, учился там старательно, даже обычные студенческие посиделки избегал стороной. Слыл некоторым занудой среди своих товарищей, зато учителя не могли на него нарадоваться. Сам Репин, увидев его картины, похвалил: «весело», впоследствии это слово стало одним из любимых для Юона.

Юон был традиционалистом и любителем русской природы, которую рисовал в реалистической манере всю свою жизнь. Он после учёбы в художественном училище много путешествовал, побывал за границей, на Кавказе, но родные берёзки были ему ближе любой заграничной экзотики. Вначале, следуя модным веяниям, нарисовал несколько картин в стиле импрессионизма, например, «голубой куст», но решил вернуться к привычному, хорошо закреплённому в училище реализму.

«Голубой куст» Автор: Константин Юон

«Голубой куст» Автор: Константин Юон

Вскоре пришло и официальное призвание — его картины приобрела Третьяковская галерея. Он живёт между Москвой и Петербургом, участвует в светских тусовках, выставляет свои картины в лучших галереях, где их быстро раскупают богатые заказчики, но такая жизнь была Юону не по душе — слишком суетливая, не оставляющая времени для вдумчивого творчества.

Деревня Новгородской губернии. Автор: Константин Юон

Деревня Новгородской губернии. Автор: Константин Юон

Потому в поисках вдохновения Юон отправляется в путешествие по России, но больше всего ему понравилось село Лихачёво, находящиеся под Москвой. Там он заказал построить для себя дом, и проводил много времени, рисуя картины и любуясь местной природой. Но главное, именно в Лихачево он встретил любовь всей своей жизни — простую крестьянскую девушку Клавдию Никитину. Вот только отец художника был резко против — слишком уж разное социальное положение было между ними, и несколько лет даже не разговаривал с сыном. Но Юон впервые в жизни пошёл против воли отца и женился на Клавдии в 1900 году.

Портрет жены художника. Автор: Константин Юон

Портрет жены художника. Автор: Константин Юон

Как оказалось, не зря — вместе они прожили душа в душу целых 60 лет, постепенно и отец Константина признал свою невестку — она была доброй, заботливой и покладистой девушкой, отличной хозяйкой, заботливой матерью, грех было игнорировать её просто из-за крестьянского происхождения. Даже несчастье с их сыном, который трагически умер в 17-летнем возрасте, не разрушило их брак, а только ещё больше сплотило супругов.

Революцию 1917 года Юон встретил без особой радости, но быстро понял, что творить можно и при Советской власти. Однако он не разделял все социалистические идеалы, и это нашло отражение его картинах, которые оставляют двойственное впечатление как, например, «Новая Планета», нарисованная художником в 1921 году.

«Новая Планета» Автор: Константин Юон

«Новая Планета» Автор: Константин Юон

Ну никак не похожа она на место, где хочется жить, хотя идеально олицетворяет грядущие перемены и революционное время. А работа 1923 года «Люди», где нарисованы узники Соловецкого лагеря — разве её можно назвать просоветской агиткой?

«Люди» Автор: Константин Юон

Ну и «Симфония действия» — картина скорее похожа на изображение катастрофы, нежели трудовых подвигов и счастливой жизни.

«Симфония действия» Автор: Константин Юон

«Симфония действия» Автор: Константин Юон

Юон был честен в своих работах, не всегда и не во всех, но нужно различать картины написанные по заказу и от души

Работы выполненные от души на сайте галереи artAlebrio.com. Переходите по ссылкам, чтобы познакомиться с современным творчеством и современным искусством.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Share on social networks:
Back
Add comment
Товар добавлен в корзину!